Текст: Татьяна Соколова
Фото: Елена Лапина
Спектакль – произведение искусства комплексное, как, например, кинофильм, где каждый элемент настолько важен, что недосмотр или небрежность в чём-то одном может погубить весь результат даже при самой значительной работе в другом. Именно поэтому премьера, первое представление спектакля всегда переживаются с огромным волнением.
Спойлер – все элементы, составляющие единое произведение искусства - спектакль «Четыре девушки» в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Наталии Сац – своим высоким уровнем исполнения можно считать образцовым.
«Четыре девушки» – переработка всем известных греческих мифов. Пьеса Пабло Пикассо, некоторые переводят название пьесы как «Четыре маленькие девочки» – преломление мифологических представлений древних греков скозь призму авангарда 30-х годов.
Пьеса датирована 1948-м годом, но известно, что автор работал над ней около десяти лет, а значит, – на него повлияли, не могли не повлиять, хотя бы эмоционально, все бурные события того трагического периода европейской истории. 30-е годы ХХ века - драматические предвоенные годы, затем – Вторая мировая – величайшие перелом и надрыв.
Поиски изначальных мировых истин шли разными путями. В начале прошлого столетия художественный мир Европы питал своё вдохновение африканской, азиатской экзотикой, затем обратившись к вечному – символам природы, бытия и хода времени из классических мифов. В них есть всё, чем и воспользовался для выражения своих мыслей и ощущений великий Пабло. Классическое мировоззрение осенило не только сюжет, но и продиктовало лаконичность, одновременно строгость и самодостаточность этой новой, почти древнегреческой постановки.
Спектакль – музыкальный, точнее, многогранно музыкальный – сочетание всех музыкальных жанров: оперы, балета, значительных оркестровых композиций – особенная заслуга музыкального руководителя и дирижёра спектакля, заслуженного деятеля искусств России, народного артиста республики Башкортостан Валерия Платонова.
Музыка оперы написана в середине 80-х, а точнее в 1986 году Эдисоном Денисовым – знаменитым композитором-авангардистом, настолько ярким в своём творчестве, что он умудрился получить одновременно благословение Дмитрия Шостаковича и проклятие Тихона Хренникова. Сложно представить, какие, в свою очередь, бурные переживания личные и внешние сопровождали композитора в сложное, действительно (и снова!) переломное время написания музыки к опере.
Постановка. Её доверили молодым режиссёру спектакля Марии Фомичёвой и художнику Екатерине Куколь. Нет нужды упоминать о том, что их животрепещуще -современное произведение искусства не может не отразить бурных и опять-таки переломных событий и волнений сегодняшнего дня, вечного и ежеминутного людского удивления перед этим непостоянным миром.
Мозаика из деталей, несущих в себе судьбоносную изломанность сложилась – «Любовь изливает лаву на разбуженные огоньки солнечных циферблатов, ковчег плывет на колёсах пламени».
Получился действительно спектакль века, отразивший все те противоречия и небывалость столетия, с которыми он (такова уж судьба!) создавался.
Удивляет ощущение естественности, ясности, полного (как кажется) понимания всего того, что происходит и звучит на сцене и даже, возможно, подразумевается. Разновременный авангард настолько стал понятен?
Да. Оказалось, что вековые страсти очень современны.
И даже, органичны нам, сегодняшним, в бесконечной изломанности нашего времени настолько, что, возможно, ещё несколько лет назад он не прозвучал бы так пронзительно, как сегодня.
«…ковчег плывёт на колёсах пламени…»
Comments