Спектакль РАМТА «Здесь дом стоял»
Текст: Лев Яковлев
Андрей Стадников (автор) и Марина Брусникина (режиссер)
Документальный спектакль
Артисты Алексей Блохин, Андрей Бажин, Владимир Василенко, Лариса Гребенщикова, Юрий Григорьев, Ольга Гришова, Татьяна Курьянова, Андрей Сорокин, Татьяна Шатилова, Лариса Затеева, Илья Барабошкин, Полина Каленова участвуют в удивительном проекте (идея Виктора Панченко). Выходят взрослые, как нынче говорят, артисты (точнее – очень взрослые, и трое не очень – для контраста) и вспоминает о детстве, юности и первом увлечении театром.
В этом удача авторов и удивление зрителей. Взрослые артисты вспоминают о СВОЕМ ДЕТСТВЕ И СВОЕЙ ЮНОСТИ И СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ. И глаза их чудесно горят. Потому что эти воспоминания согревают их до сих пор. Поэтому они и зрителей согревают…
Счастье, а сожалению, никогда не бывает бесконечным…
Оказалось, что это закупорка сердечной аорты…
А я обожала свою бабушку…
Вот на этом подоконнике я и рос, как фикус…
Когда утром встаешь, видишь картину Поленова «Старый дворик»…
Для меня Новый Год был самым приятным, мы были хозяевами этого стола…
Это была не коммунальная квартира, это была коммунальная семья…
Мы жили с керосиновой лампой, зато какой вкусный был хлеб…
Наша дачная жизнь с дедом, который умел руками много, была проста…
Дед сказал: все раненые летчики всегда носят пижаму…
И смешно и грустно и страшно и пронзительно… А вот жалко их или нет? Этих взрослых артистов, которые в детстве мечтали стать ну очень знаменитыми, а таковыми не стали (в той мере, как мечтали)? У артиста бог – УДАЧА. Талант и умение вторичны. И с этим приходится смириться. Не только артистам, а многим-многим-многим.
Да никак их не жалко, таких разных, с такой уникальной актерской жизнью. И с таким ДОМОМ, в котором они до сих эту жизнь счастливо проживают. Это же очевидно – они счастливы тем, что выходят к нам, зрителям, и для нас вспоминают, удивляются, восторгаются, страдают, любят.
Потому что здесь – ИХ ДОМ. И жизнь в ЛЮБИМОМ ДОМЕ заполнена его радостями и печалями. Ну преувеличиваю, конечно, не только ДОМОМ заполнена их жизнь, но и очень личным. О чем они не рассказывают нам, но мы это считываем. Потому что они удивительно, невероятно убедительны. Потому что они не играют, а живут.
Документальный спектакль – это слишком просто сказано. Зал бы не взрывался смехом и аплодисментами на привычном вербатиме. Актеры, автор и режиссер добиваются того, о чем игровому спектакля порой и мечтать не приходится. Мгновенного и очень сильного переживания.
Вот почему артисты выходят не раз на поклоны. Зрители не хотят расставаться с ними, такими, какие они раскрылись, вспоминая о себе.
Знаете, мне не зашел пролог в фойе. Зачем настраивать зрителей на то, что потом, так или иначе, прозвучит в зале. Повторы и объяснения – враг театра. Зрители несколько утомляются, мне кажется. И еще пара слов насчет несыгранных ролей, которые теперь они могут сыграть (финальная часть спектакля). Прожитая жизнь оказывается убедительней и, главное, уникальней.
Впрочем, это – вотчина автора и режиссера, они так захотели. Значит, им было это нужно.
Не это главное. А ТО, ЧТО ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ О ДЕТСТВЕ ТОРКАЕТ НЕ ПО-ДЕТСКИ.
Бабушка моя в детстве гладила меня по голове и говорила: над тобой ангел-хранитель…
Comments