«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время». — Вот так отозвался творец о своей самой и любимой многими картине «Московский дворик».
Василий Поленов.
Творцы всегда недовольны сделанным, они всегда в перспективе уже следующего творения. Особенно художники. Особенно великие.
Художник живет цветом, дышит светом. Поленов — весь эта незаметная глазу игра светотени, полутона, необыкновенная пластика его очень музыкальна. Поленов — Чайковский. Его кисть задумчива, меланхолична. Он видит не то, что остальные:
«Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Жёлто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые»
Вот это бесконечное количество оттенков серого потом и перекочует в старый, уютный, заросший крапивой и одуванчиками, прошитый солнечными лучами, словно охваченный радостью «Московский дворик».
Вот в этот дворик хочется вернуться, как в прошлое, окунуться с головой и больше не возвращаться в этот безумный, безумный, безумный мир: старый полуразвалившийся сарай, колодец, баба с ведром, лошадка, дети и оставшийся без присмотра малыш, куры.
И ведь ничего необычного. А вот как ему удалось приостановить мгновение, течение жизни, превратить драму орущего ребенка в почти идиллию. Ведь самое ужасное в этой идиллии — это несчастный ребенок. Но и его несчастье, словно окутано такой любовью, заботой и юмором. Это — контраст, контропункт, в котором теплый, старинный мир московской, русской жизни вдруг распускается, как диковинный цветок.
Вот оказывается жизнь, куда мы смотримся, как в зеркало, стараясь выверить по этому утерянному увы навсегда идеалу нашу путеводную звезду.
Русь-тройка, куда ты, ошалелая, мчишься?
Остановись хоть на мгновение, отдышись, оглянись по сторонам.
Нам уже, наверное, некуда больше спешить. Вот — мир. а все остальное:
«…все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово…»
Так писал Василий Поленов, побывав во Германии, Франции, Италии.
И я, глядя на дворик, мой любимый дворик, что это — Ильинка. Варварка, а может район мещанской слободы (москвоведы меня сейчас съедят без масла), думаю: надо все бросить. Эх, ребята, все не так, все не так, ребята!
Надо все бросить к свиньям собачьим и раствориться насовсем в этой весенней акварели!
Василий Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге.
Comentarios