Неистовый Виссарион Белинский, классика критической мысли.
Советская школа всю критику современников отдала на откуп Белинскому. Хотя на мой вкус, фигура критика — скорее подвержена болезненной мании. Юлий Айхенвальд в своих замечательных «Силуэтах русских писателей» писал о том, что «Белинский слишком много цитирует».
«Капитанскую дочку» Белинский не понял:
«О, таких повестей еще никто не писал у нас… и только один Гоголь умеет писать повести, еще более действительные, более конкретные, более творческие — похвала, выше которой у нас нет похвал».
Смерть Пушкина потрясла неистового, но он увлекся новым кумиром, Лермонтовым. А Пушкин для него оказался уже «прошлым».
И еще Юрий Айхенвальд о Белинском:
«…но в общем Пушкин для него — это что-то отжившее, не стоящее на высоте просвещённого века, не поднявшееся до „современного европейского образования“, не дающее „удовлетворительного ответа на тревожные, болезненные вопросы настоящего“; Пушкин для него — явление преходящее, устарелое, едва ли не историческое; Пушкин — „только“ поэт, его пафос — „только“ художество, а в мысли, миросозерцании, в светлой глубине Белинский Пушкину отказывал».
Очень интересные отношения складывались у Белинского и Достоевского. С одной стороны: «Новый Гоголь явился». Но с другой стороны, вечно нуждающийся Достоевский ждал от него не только похвал. Постепенно происходит раскол.
О «Хозяйке» Достоевского Белинский оставил совершенно чудовищный отзыв:
«…автор хотел попытаться помирить Марлинского с Гофманом, подболтавши сюда немного юмору в новейшем роде и сильно натеревши все это лаком русской народности. Удивительно ли, что вышло что-то чудовищное, напоминающее теперь фантастические рассказы Тита Космократова, забавлявшего ими публику в 20-х годах нынешнего столетия. Во всей этой повести нет ни одного простого и живого слова или выражения: все изысканно, натянуто, на ходулях, поддельно и фальшиво. Что за фразы: Ордынов бичуется каким-то неведомо сладостным и упорным чувством; проходит мимо остроумной мастерской гробовщика; называет свою возлюбленную голубицею и спрашивает, из какого неба она залетела в его небеса; но довольно, боимся увлечься выписками диковинных фраз этой повести — конца им не было бы. Что это такое? Странная вещь! непонятная вещь!..»
И вот — пожалуйста, приговор Достоевского. По словам Федора Михайловича: Белинский — «самое смрадное и тупое явление русской жизни».
Что же можно сказать о современной критике, ангажированной, лживой, мёртвой?
Думаю, что правильный ответ: ничего.
Что касается Белинского, то лучше иметь свои мозги, чем занимать их у других. Даже у Белинского.
Впрочем, читайте Белинского. Во всяком случае, он не врет так подло, как наши современники.
Виссарион Белинский родился 11 июня 1811 года.
留言