Текст: Татьяна Соколова
Фото: Эля Закирова
"Варшавская мелодия" - как давно произошел взлет этой пьесы, почти мгновенная слава, почти повсеместные представления, самый пик моды. Конец 70-х.
Спектакль ставили везде и все.
Интересная судьба у именно этого произведения Леонида Зорина, которое вначале называлась «Варшавянка» – его продолжают ставить все театры от Владивостока до Нальчика.
По прошествии почти шестидесяти лет всегда интересно узнать – пережило ли своё время старое, крепко привязанное к прошедшей эпохе произведение, эта давняя история любви не без политических чёрточек, а как же без них в 60-е годы прошлого века?
Сам автор написал о своей пьесе так:
«Главное — это тема обречённости. Любовь обречена, потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком. И, сделав свою работу, оно удовлетворенно потирает руки над вашим прахом и над прахом вашего чувства. И два человека, когда они, наконец, встречаются, могут соединиться. Но уже нечем соединяться».
Итак, "Варшавская мелодия" сегодня – спектакль Петербургского Театра "Мастерская", участник VIII фестиваля "Уроки режиссуры", как часть Биеннале театрального искусства.
Знакомые герои оживают не только в нашем времени, но и во взгляде на эту историю молодых - режиссёра и актеров, как дипломный спектакль выпускников.
Григорий Козлов, режиссёр и педагог решил дать главные роли молодым артистам Дарье Завьяловой и Глебу Савчуку и поручить постановку своему ученику.
Сейчас, через 60 промелькнувших лет, за которые так изменилась страна, да и её история, так странно расставляются акценты и мутируют понятия, поставить эту пьесу, наверное, было не просто.
Рассуждения о том, что собственно какой-то особенной драматургии "Варшавской мелодии" не требуется и сам текст сам за себя диктует постановку, велись давно.
Возможно. Тем более следует отдать должное актерам, взявшимся за спектакль, по сути: почти моно-спектакль, и выдержавших давление роли размахом в 20 лет. Правда, их молодость привела их за советами к учителю, который, как кажется, смог через их игру передать свою точку зрения на эти стародавние даже для него времена.
Тем интереснее было видеть реакцию и узнать мнение зрителей разных возрастов, которые, как кажется, все в полной мере были представлены в зрительном зале.
Несомненно, очень сильной стороной именно этой "Варшавской мелодии" Петербургского Театра "Мастерская" стало почти непрерывное богатое музыкальное оформление действа. Зрительный зал оценил ноктюрны Шопена в исполнении, как восторженно обсуждали Виктор и Геля, Святослава Рихтера.
Спектакль воспоминание о прошлом. Но о прошлом ли?
Ведь, если что и поменялось в этой жизни, то только время.
Весьма возможно спектакль и драматург очень своевременно намекнули на это...
コメント