Маргарита вошла в тёмную квартиру № 50 в сопровождении Азазелло, который тут же передал её на попечение Коровьева. Тот вскоре тихо стукнул в темную дверь. Она раскрылась, и Маргарита увидела широкую дубовую кровать с постельным бельём и дубовый на резных ножках стол, на котором в числе прочего была «большая шахматная доска с фигурками, необыкновенно искусно сделанными».
Гостья знакомится с Воландом — дьяволом, сидящим на кровати. Один из членов свиты сатаны— «громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня».
Воланд играл партию с котом Бегемотом, но теперь готов её отменить ввиду прибытия героини. Но этому противится сама Маргарита:
«— Я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность её напечатать».
Партия продолжается, и позиция кота Бегемота становится безнадежной. Он то залезает под кровать, собирая пыль, то вновь вылезает, валяя дурака.
«Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые».
Коровьев был уверен, что дела кота плохи.
«— Положение серьёзное, но отнюдь не безнадёжное, — отозвался Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе».
Бегемот пускает в ход последнее средство и пытается обмануть могущественного партнера, игравшего чёрными. Он «тихонько подпихнул своего короля в спину», затем «стал кроить какие-то рожи и подмигивать своему королю».
Обманщик предпринимает отвлекающий маневр.
«—Ай! — вскричал Бегемот, — попугаи разлетелись, что я и предсказывал!»
Речь шла о попугаях, доставленных к весеннему балу полнолуния. Коровьев и Азазелло бросились спасать положение. (Хотя, чтобы узнать положение вещей, всевидящим членам свиты дьявола вовсе не нужно было куда-то бежать. Условности сказочного сюжета!)
«Лишь только Коровьев и Азазелло скрылись, мигание Бегемота приняло усиленные размеры. Белый король наконец догадался, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил её на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля».
Коровьев и Азазелло убедились в том, что трюк с попугаями — обычное враньё, но подмена фигур уже была сделана. Когда Воланд объявляет шах, происходит острая словесная дуэль.
«—Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, — ответил кот, — шаха королю нет и быть не может.
— Повторяю, шах королю.
— Мессир, — тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, — вы переутомились: нет шаха королю!
— Король на клетке г-два, — не глядя на доску, сказал Воланд.
— Мессир, я в ужасе, — завыл кот, изображая ужас на своей морде, — на этой клетке нет короля.
— Что такое? — в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.
— Ах ты, подлец, — задумчиво сказал Воланд.
— Мессир! Я вновь обращаюсь к логике, — заговорил кот, прижимая лапы к груди, — если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признается недействительным.
— Ты сдаешься или нет? — прокричал страшным голосом Воланд».
Окончательно прижатый к стенке кот долго думает и все же сдается.
Итак, терпевший поражение игрок был «вполне уверен в конечной победе» и убирал с доски фигуру. Запомним это и перенесёмся из столицы в глухую провинцию, в небольшой клубный зал.
На знаменитом сеансе одновременной игры Остапа Бендера столы были расставлены «покоем» (старинное, забытое выражение, означающее «буквой П»; это слово мы встретим и в романе «Мастер и Маргарита»).
Великий комбинатор почти не умел играть в шахматы, но «у него был приготовлен совершенно неожиданный выход для спасения даже самой безнадежной партии» (как у кота Бегемота). На сеансе в городе Васюки он терпит вполне предсказуемое фиаско и прибегает к несложному трюку. Если Бегемот умыкнул с доски короля, то Бендер — всего лишь ладью. Кража вызывает сильное возмущение одноглазого любителя шахмат — последнего соперника незадачливого сеансера.
«— Только что на этом месте стояла моя ладья! — закричал одноглазый, осмотревшись. — А теперь её уже нет!
— Нет, значит, и не было! — грубовато ответил Остап.
— Как же не было! Я ясно помню!
— Конечно, не было!
— Куда же она девалась? Вы её выиграли?
— Выиграл.
— Когда? На каком ходу?
— Что вы мне морочите голову с вашей ладьей? Если сдаетесь, то так и говорите!»
Как и в первом случае, речь идёт о капитуляции соперника. Но, скажем мы, это же из книг разных авторов! Однако некоторое время назад началась и до сих пор продолжается дискуссия о том, что оба произведения были созданы одним автором. Любителем шахмат, о которых он писал со знанием дела.