Русский народ говорит: «Что ни город, то – норов».
Каждый город имел свои особенности: различались говоры, манера поведения, привычки и характер жителей, их традиционные ремесла и промыслы. Все эти особенности отражались в народных присловьях, поговорках, выражениях.
Например:
Упрям, как новгородец
Богат да хвастлив, как ивановский мужик
Москаль не велик человек – да опасен
Туляки – стальная душа
Калужанин поужинает, а туляк так ляжет
Жителей города Любима Ярославской губернии за их страстную привязанность к чаю называли водохлебами.
О Нижнем Новгороде, жителей которого уважали за стойкость в трудные для государства смутные времена, говорили: «Дома каменные, а люди железные».
А вот о жителях Мценска Орловской губернии в соседних городах было нелестное мнение, и человеку, которому желали недоброго, говорили: «Амченина бы те во двор».
Но «Новосильские воры злее всех» – ходила такая поговорка о нравах города Новосиля той же Орловской губернии.
О Мценске еще говорили так: Бабы кружевницы - мужья лежебоки.
Над онежанами подтрунивали: Во всей Онеге нет телеги.
Городок Онега расположен на севере России, где по лесистой и болотистой местности на телеге ездить было трудно, и местные жители предпочитали передвигаться на санях иной раз даже летом.
Новгородцев прозывали «долбёжниками» – по их дубинкам, с которыми они в старину ходили на бой.
Над жителями Вологды подшучивали: На словах, как на масле, а на деле, как на Вологде.
О богатых волжских городах Кинешме и Решме, где любили погулять купцы, говорили: Кинешма да Решма кутит да мутит, а Вологда убытки платит.
А вот поговорка о городах Владимирской губернии: В Суздале да Муроме Богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.
Ярославль славился богатством, его жители отличались красотой, любовью к нарядам, франтоватостью. О них говорили: Ярославцы – красавцы белотелы.
Пуд мыла извели, а родимого пятна не смыли.
Жители Олонца хвалили и себя и свой город: Олонцы – добры молодцы.
Любезный Олонец – белые берега.
А жители Пензы, что стоит на реке Суре, берега Суры величали позолоченными: Сура речка у нас важная, течет потихоньку, донышко у нее серебряное, круты бережка позолоченные.
Зато Наровчату Пензенской губернии не везло – часто горел. О нем говорили: Наровчат – одни колышки торчат.
Знаменитые на всю Россию вяземские пряники дали прозвище жителям Вязьмы – прянишники.
Арзамасцы – гусятники, так как город славился своими гусями.
А жителей Ельца называли сычужниками.
1. Ельчане-сычужники.
В прозвище «сычужники» отразились кулинарные пристрастия ельчан прежнего времени.
Сейчас, пожалуй, так уже не говорят. Хотя традиционное русское блюдо из желудков в Ельце до сих пор готовят. Требуху отваривают, сворачивают в рулет, запекают или обжаривают с луком, едят с горчицей или хреном.
Сычуг – один из отделов желудка животного.
Существуют несколько широко известных выражений, поговорок и присловий, связанных с Ельцом.
По всей России известно выражение:
2. Елец всем ворам отец.
Ельчане говорят это с некоторой гордостью и бахвальством. В русском языке XVII-XVIII веков «вор» – это тот, кто противопоставил себя власти и выступил с оружием в руках против нее. В «Смутное время» в 1605 году Оскол, Белгород, Воронеж и другие города южной окраины государства перешли на сторону самозванца Гришки Отрепьева, «целовали крест». К ним присоединился и Елец. В Ельце стоял самый крупный на южном направлении гарнизон, и город долго сопротивлялся правительственным войскам во главе с князем Воротынским, посланным на его усмирение. Воротынский осадил город, но Елец выдержал осаду. Хотя воевода поспешил доложить в Москву, что «воровских людей под Ельцом побил», – привести Елец в повиновение так и не удалось. С тех пор и пошла такая поговорка.
Полная ее версия звучит так: Орел да Кромы – первые воры, Карачев на поддачу, Ливны – всем ворам дивны, а Елец – всем ворам отец.
3. Как Мамай прошел
Немного найдется русских городов, где эта поговорка живет в народе до сегодняшнего дня без потери ее прямого смысла. Через Елец проходили «мамаи» с разными именами: не только Мамай, прошедший через Елец, чтобы быть разбитым на Куликовом поле, но и Батый, и Тохтамыш, и Едигей, и многие, многие, многие другие. Все они несли опустошение и разорение. В переносном значении так говорят, когда в доме большой беспорядок, например, после приема гостей, особенно незваных. Ведь, как гласит другая народная поговорка, «незваный гость хуже татарина».
Память о «татарах», о соседстве со Степью в Ельце жива до сих пор. «Это было еще при татарах», - говорят, если хотят подчеркнуть древность какого-либо события.
В наших краях бытует выражение:
4. Прошел Крым и Рым.
В Ельце им пользуются довольно часто, особенно ельчане пожилого возраста. У нас это говорят о человеке, повидавшем виды, что называется, тертом, чаще всего в отрицательном смысле. Если это выражение относят к женщине, то его негативный характер еще более усиливается. «Прошла Крым и Рым» – о женщине легкого поведения, или поведения недостойного.
Существует два варианта толкования значения этого выражения. Первый связан с именем А.В. Суворова, с победами русской армии в Крыму и при реке Рымник. И все, кто прошел с выдающимся русским полководцем этот трудный, но героический путь, «прошел Крым и Рым».
Но, по всей видимости, ничего героического, связанного с победами Суворова-Рымникского, в этом выражении нет. Иначе оно не приобрело бы в живом бытовании негативной окраски.
Рым – в морской терминологии это металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков и т.п. на судах, а также на причалах и набережных. В свое время сквозь рымы продергивались цепи каторжников-галерников. Таким образом, рым является неким символом неволи. А в Крыму, в Кафе (совр. Феодосия), с XII по XVII век был самый крупный в Причерноморье невольничий рынок. Так что, выражение «прошел Крым и Рым» означает пройти рабство и каторгу.
В Ельце оно надолго закрепилось еще и потому, что во времена долгой борьбы со Степью, с Крымским ханством, многим жителям нашего города пришлось «пройти Крым и Рым» – плен и неволю.
5. «Наш Елец – хоть уезд-городок, да Москвы уголок» - говорили в XIX веке.
В рассказе Лескова «Грабеж» ельчане приехали в губернский город Орел в поисках дьякона для своей церкви. Не простого, а «особо поющего», «как в нашем городе любят», чтобы мог и «вопль пустить и памятную завойку сделать». Писатель точно подметил, как любят ельчане похвалиться, показать свое превосходство, например: в Ельце «…невесты настоящие. Скромные, на офицеров не смотрят, а в платочках молиться ходят. На такой женишься, это благодать в дом приведешь…»; или: «…такие часы у нас в Ельце самые модные»; а это: «Что ни бой, то два-три кулачника от руки Павла Мироновича падают»; а вот эта цитата перешла в известную всем поговорку: «Нет, далеко вам до нашего Ельца, даром, что вы губернские. Наш Елец, хоть уезд-городок, да Москвы уголок…».
В XIX веке это выражение соответствовало высокому уровню развития, которого Елец достиг к этому времени. Город рос, богател, строился по проектам лучших архитекторов. Высоки были и самоуважение ельчан, их патриотизм, любовь к родному городу.
В наши дни выражение сократилось до: «Елец – мал городок, да Москвы уголок» и не часто употребляется в народе, в живом разговоре. Но приезжающие в Елец коренные москвичи с ностальгией говорят, что Елец сохранился, как заповедный уголок, напоминающий им старую, навсегда ушедшую Москву – Москву Островского, Чехова, Гиляровского, Шмелева.
В XX веке появились новые поговорки и выражения, связанные с военной историей страны и города. Победоносная Елецкая наступательная операция породила поговорку, введенную в оборот военными журналистами:
6. Под Ельцом били всех: от Тамерлана до Гудериана
У города непростая военная судьба: не всегда били тут всех. Часто город был захвачен «и Тамерланом, и Гудерианом», часто разорен, а порой и совсем уничтожен. Бесспорна только храбрость защитников города во все времена. В многовековой борьбе с Диким Полем ковался героический характер ельчан. А город восставал из пепла и возрождался снова и снова. Тамерлан, «трепеща и трясыйся», уходил из пределов Руси после разорения Ельца в 1395 году, а «непобедимая» немецкая армада терпела поражение под Москвой после «Елецкой операции» в декабре 1941 года.
7. Мы из Ельца
В 1978 году вышел фильм Романа Кармена, ставший настоящим откровением для западного зрителя. Сделан он был вместе с американцами и в Америке шел под названием «Неизвестная война». У нас киноэпопея называлась «Великая Отечественная». Этот документальный фильм был создан на материалах, собранных в годы Великой Отечественной войны. Потрясающие кадры рассказывали о трагическом и героическом периоде нашей истории день за днем, от первого до последнего дня войны. Кадры о взятии Берлина заканчиваются панорамой рейхстага: общее ликование, выступление большого военного хора, флаг над рейхстагом, надписи на колоннах здания…
И – крупным планом – «Мы из Ельца» – конец фильма.
Надписей было там огромное количество. Почему именно «Мы из Ельца» авторы фильма выделили особо? Ответ очевиден: Елец является своеобразным символом России, символом русского характера, символом народной судьбы.
Так говорили в Ельце.
Наготовили, как на Маланьину свадьбу – в народной памяти осталось воспоминание о реальной свадьбе на казачьем Дону в XVIII веке. Красавица казачка Маланья выходила замуж за атамана Войска Донского Степана Ефремова. Свадьба поразила всех размахом. У Валентина Пикуля в рассказе «Маланьина свадьба» описывается это событие.
Ишь ты - Барыня Заусайлова! - о женщине, которая слишком возомнила о себе. В Ельце в XIX-начале XX века была купеческая семья Заусайловых, в нескольких поколениях славившаяся богатством и влиянием.
Черникина индюка наследник! – о мужчине, который возомнил о себе. В Ельце была известная богатая семья купцов Черникиных.
Ишь малАй!!! (ишь ты какой) – о человеке, который ведет себя вызывающе, по мнению говорящего.
ШибаИна (шибай) – первоначально - мелкий торговец-перекупщик. Позднее слово приобрело отрицательное значение для характеристики человека грубого, нахрапистого, шумного.
Подумаешь! Ну, и оставайся лавка с товаром! (отголоски купеческой жизни Ельца) – а мне и не надо, и не очень-то было нужно.
А, ды будя! – не бери в голову, не волнуйся.
Поел – ды к стОроне – нечего рассиживаться за столом и вообще тянуть время.
Ни у дудочку – ни у сопелочку – о ни на что негодном человеке
Ни украсть – ни покараулить – то же самое
Умориться - устать
Колготиться - суетиться
Камни рвут – идут взрывные работы на елецких каменных карьерах.
Задуравить – понижать оценку и самооценку человека, намеренно и часто указывая на его недостатки, явные и мнимые.
НаполсовАть – быстро и много чего-либо набрать в лесу, в поле, в саду, на огороде.
НаполсовАться – быстро и обильно наесться.
Уличные прозвища
Елецкие уличные прозвища 60-х годов XX века: (ул. Ямская Одноличка).
Была бабка Пудиха – очень толстая, «многопудовая» (рождена примерно в начале XX века), дочь ее и сын – Тамара Пудихина и Митя Пудихин (никто их фамилий настоящих и не знал), внукам прозвище не передалось.
Митя Пудихин на войне был геройским танкистом, привез фронтовую газету с заметкой о том, как его танк хотели захватить немцы; он расстрелял все снаряды, немцы запрыгнули на танк и пытались открыть люк, но он повел танк в густые заросли кустарника и там сумел сбросить всех врагов с машины. Был награжден. Газету эту долго еще после войны хранил и показывал уличным мальчишкам.
Даша Пекариха (муж работал на пекарне),
Паша-сапожник (был действительно уличным сапожником)
Конфетниковы (варили «петушки» на продажу) – хотя фамилия их была Поляковы
Лесниковы (глава семьи был лесник) – настоящая фамилия была Черных.
Сычи - в нескольких поколениях (был кто-то первый Сыч, потом – Клаша Сычиха, примерно с 10-х по 60-е годы, потом ее дочь – Алка Сычиха, примерно 40-60-е годы, потом ее сын – Витька Сыч, жил на улице примерно в 50-70-х годах).
Прозвища по внешним особенностям, физическим признакам:
Нюша Длинная и Алик Длинный,
Полина рябая, Полина толстая,
Клаша-косоручка, Клаша-двухвостка,
Курноска, Хромоножка, Катя Глухая, Кососипая (ласково – Кососипочка) …
«Две бумажки». Шел однажды сосед с работы, навеселе в день получки, остановился с женщинами, поговорил по душам: вот несу домой зарплату, две бумажки себе, а остальное в семью. Всё – с этого момента прозвище «Две бумажки» приклеилось к нему на долгие годы.
«Нятахта». Подрядился один мужчина с бригадой что-то построить в деревне какой-то хозяйке. Сделали – хозяйка выходит принимать работу и говорит: «Ня тахта!» ( в значении – не так).
- Как «ня тахта»!?
- Ня знаю как, но ня тахта!
- Да как «ня тахта-то!?».
- Ня знаю как, но ня тахта!
Работники посмеялись. А мужчина рассказал эту историю своим соседям, те тоже посмеялись. Но сам рассказчик получил на улице прозвище «Нятахта».
На Слепухе (народное название городского района) несколько поколений одной семьи с 40-х по 60-е годы носили прозвища «Мармули». Мужчина – Мармуль, женщина – Мармулиха. Толя Мармуль, Валя Мармулиха.
В эти же годы жила на Слепухе «Тараниха».
А на улице Свердлова (бывш. Архангельская) – «Захариха».
Прозвища по фамилиям:
Лошкарь (Лошкарев), Кондак (Кондаков), Баскак (Баскаков), Чукарда, Чук, Чука (Чукардины), Бэла (Балашов), Поп (Попов), Гусь (Гусев), Мотыль (Мотылев)…
Николай Васильевич Гоголь писал:
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, … все сам – самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, … а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты с ног до головы!».