Жители Черноземья и в начале XXI века в значительной степени сохраняют черты традиционного мифологического сознания. Как на селе, так и в городе прибегают к помощи магических приемов, широко распространены заговоры на разные случаи, велика вера в приметы, вещие сны, — в целом, люди верят в возможность бытового, повседневного сакрального общения с потусторонним миром. Оно имеет целью получение помощи, защиты, поддержки, удачи, выгоды. Люди верят, что путем совершения магических действий могут повлиять на успех дела. Например, в Ельце, население которого традиционно активно занимается торговлей, бытует много заговоров, примет, мелких магических манипуляций, приносящих удачу в торговле. Так как город стоит на реке и традиционным занятием мужчин с древних времен является рыболовство, среди елецких рыбаков существуют свои приметы и магические приемы. Свой спектр верований и поверий имеется у водителей, студентов, садоводов и огородников. Так, студенты, большинство которых родом из сельской местности, используют элементы традиционной крестьянской охранительной магии. Например, студенты из Елецкого района берут с собой на экзамен высушенный свиной пятачок, считая, что он принесет им удачу. В деревнях же свиной пятачок зажимают в руке, когда проходят мимо колдунов или мест, где водится нечистая сила.
Широко развито использование в магических целях разнообразных предметов домашнего обихода. Например, веник ставят обязательно метелкой вверх для богатства и благополучия в доме. Веник выбрасывают в окно во время града, чтобы он прекратился. Веником разметают дорогу перед женихом, когда тот отправляется за невестой, подобные действия выполняют функцию ритуальной защиты жениха от порчи и колдовства. Нельзя выметать мусор из дома, если кто-то из домашних отправился в путь, до тех пор, пока он находится в дороге. Для того чтобы поездка прошла благополучно, принято также ставить на стол хлеб, соль, кружку или стакан, наполненные до краев водой. Стойко сохраняется убеждение, что незамужним и неженатым нельзя сидеть «на углу стола», иначе «замуж не выйдешь» (не женишься). Считается, что на столе нельзя оставлять ножи, особенно на ночь. Ножи в обрядово-магической практике используют с разнообразными целями, с их помощью можно нанести магический вред человеку, или, напротив, защитить его. Нож могут подбросить «под порог» дома новобрачных, чтобы навести на них порчу. В семейной традиции известен обряд «разрезания пут», когда перед ребенком, сделавшим первые шаги, трижды ножом чертят крест, считая, что это принесет ему благополучие.
Общеизвестно, встретить человека с пустым ведром – плохая примета. Информант из села Паниковец Елецкого района (студентка исторического факультета) считает, что местные колдуны при помощи ведра могут колдовать. Она видела, как известная всем в селе колдунья катала по огороду пустое ведро. Девушка убеждена, что это делалось именно с целью колдовства.
Широко распространены поверья о зеркалах. Всегда завешивают зеркала, если в доме кто-то умер. Информант из села Веселое Долгоруковского района рассказывал, со слов своих старших родственников, что зеркала следует держать завешенными на протяжении сорока дней после смерти, потому что душа покойника находится в доме, «под подоконником живет». Многие в этот период завешивают также и телевизор. Плохой приметой считается, если зеркало треснуло или упало. Широко известно убеждение, что, если выйдя из дома, человеку придется вернуться обратно, то — «пути не будет». В этом случае, чтобы избежать негативных последствий, нужно посмотреться в зеркало. В селе Афанасьево Елецкого района прибегают к дополнительным действиям, здесь рассказывают, что смотрясь в зеркало, нужно показать язык или «срамные» (интимные) части тела. Это связано с древними представлениями о том, что оголение интимных частей тела выполняет защитную магическую функцию. Подобные представления были широко распространены, они зафиксированы этнографами на всей территории проживания славян.
Часто в магических приемах сочетаются суеверия и религия. Елецкие рыбаки берут на церковную службу рыболовные крючки, стремятся стоять ближе к алтарю и священнику, считая, что эти крючки принесут удачу на рыбалке. В то же время эти рыбаки перед началом рыбной ловли плескают в воду немного водки – «Водяному». Люди, занимающиеся торговлей, придают большое значение началу торгового дня, первому покупателю и первым полученным деньгам. Первыми деньгами для удачи и прибыли «обстукивают» весь свой товар. Подобные представления, приспособленные к специфике современной жизни, бытуют и в среде музыкантов. Так, елецкая студентка, которая подрабатывала пением в ресторане, рассказывала о том, что получив первую «денежку», певица и музыканты проводят ею по музыкальным инструментам, пульту, блоку, ноутбуку.
Удачу торговцам сулит и то, если первый покупатель будет мужчина. Такое поверье имеет и более широкое значение: считается, что день будет удачным, если первый встречный будет мужчина. Для торговцев очень важны магические манипуляции с деньгами: деньги стараются держать в одном месте, «в кучечке», «чтобы прирастали», стремятся брать в долг под большие православные праздники, чтобы деньги не переводились, и была прибыль и т.п. Впрочем, большинство своих магических приемов торговцы стараются не выдавать, опасаясь, что они потеряют силу. Так же поступают и представители других разнообразных занятий. Не каждый расскажет, какими он пользуется заговорами и обрядовыми приемами. Их стараются хранить в семье и передавать родственникам «по наследству».
Обращение к заговорам в Черноземье до сих пор развито довольно широко. Заговоры представляют один из архаичных пластов народной культуры. Они подчас содержат в себе элементы древних сакральных представлений и знаний о мире; в них отражена картина мира, восходящая к древней славянской и индоевропейской архаике. В заговорах обращаются к изначальным природным стихиям и явлениям: к земле, воде, огню, солнцу, «заре-зарянице», растительному и животному миру. Взывают, как к христианским святым, так и к таинственной нечистой силе. Часто употребляются важнейшие символы традиционной культуры земледельцев: жито, хлеб-соль. Встречается упоминание оружия, например, «златых» лука и стрел в заговоре, обращенном к святому Егорию. Употребляют магические числа: три, триста, двенадцать и т.п. Действие заговора разворачивается в сакральном, мифологическом пространстве и в сакрально значимое время: «во чистом поле», «на несеяной ниве», «на заре», в полдень или полночь. Это пространство наполнено мифологическими существами, почитаемыми животными и птицами, связанными с потусторонним миром. Например, в заговоре «от сибирки» обращаются к «черному ворону», в заговоре об исцелении к «черному зверю медведю».
Заговоры представляют собой самобытный пласт устного народного творчества, многие из них поэтичны, напевны. Они читаются в особом ритме, чтобы те силы, к которым обращается человек, «лучше слышали» и ответили на призыв.
При всей своей эстетической ценности заговоры в жизни людей выполняют, в основном, практическую функцию. С их помощью лечат болезни, устраивают личную жизнь, привлекают удачу, защищаются от нечистой силы, злых людей и неблагоприятных жизненных обстоятельств. Можно сказать, что имеются заговоры почти на все случаи жизни.
Многие жители Черноземья до сих пор верят в приметы. Большое значение придается «вещим снам». На эту тему всегда поступает большое количество информации. Приметы могут предвещать разнообразные жизненные события: смерть или рождение человека, свадьбу, переезд в новый дом, удачу или неуспех в занятиях, даже смену погоды. Зачастую, приметы связаны с древними мифологическими образами. Так, «собака воет — к покойнику»: эта широко известная примета связана с сакральным значением собаки в мифологии европейских народов, где собака и волк воспринимались как животные, находящиеся на границе между миром людей и миром мертвых. Собака или волк в мифологических и сказочных сюжетах выступают как проводники между этими мирами. Сходную функцию выполняют птицы, они часто символизируют души умерших, выступают вестниками из потустороннего мира.
В вещих снах люди получают советы, предупреждения, важную для них информацию. Рассказы информантов полны примерами сбывшихся, по их мнению, вещих снов.
Сообщения информантов:
Приметы, суеверия.
Птица постучит в окошко – к беременности.
Если приходится вернуться домой зачем-то, в зеркало посмотрись и покажи язык.
Деньги берут всегда левой рукой, отдают всегда правой.
Поросят продают: первого продашь – денежкой, полученной за него, всех остальных надо обстучать.
И так со всем товаром: летом 2011 года Наталья Ч. покупала соломенную шляпу в Ельце на рынке «на Эльте», продавец, получив деньги, постучал ими по всем шляпам на своих полках.
Для достатка в доме: чтобы на ночь все ведра были полные с водой.
Девушки ели горбушки и капусту, «чтобы сиськи выросли».
Когда в небе молодой месяц, нужно подержаться за деньги, приговаривая: «Водись, водись, водись – не переводись».
Деньги не любят траты, их надо держать в кучке, тогда они не будут переводиться. «Деньги в кучке держи, не дроби. Получил аванс, не трать сразу, положи, потрать, но хоть дня через два».
Когда у детей меняются зубы, есть заговор: «Мышка, мышка. Возьми зуб простой, а дай зуб костяной». При этом выпавший зуб выбрасывали в поддувало печи или в угол.
Для благополучия в доме нельзя оставлять на ночь на столе ложки, вилки, ножи.
Нельзя оставлять белье сушиться на улице ночью. До вечерней зари обязательно надо снять.
Если в доме неладно, нужно вымести все углы вверху и внизу от последней комнаты к выходу.
А.В.К. с.Хмелинец – с.Ольховец Елецкого р-на.
Куры разговаривают – к покойнику.
Собаки воют – к покойнику.
Елки перерастают дом или желтеют – к смерти хозяина дома.
Ефремовский р-н, Лебедянский р-н.
Нельзя смотреть на спящего маленького ребенка – будет беспокойно спать, можно «сон у него забрать».
Студент исторического ф-та ОЗО, с. Пальна-Михайловка Становлянского р-на.
Веник ставят широкой стороной вверх – к деньгам и удаче. Вниз ставят только ведьмы.
Та же группа, с. Тормасово Ефремовского р-на.
Веник вверх широкой стороной ставят – привлекает удачу, деньги.
У кого водится много птицы и скотины, — те колдуны, они «слово знают».
С четверга на пятницу надо сон загадывать – сны вещие.
М.А. Ч., музыкально-педагогический ф-т, г.Елец.
Чтобы рыбалка была удачная, не берут с собой рыбу. Перед рыбалкой нужно плеснуть в воду «грамм сто» — многие рыбаки так делают. Шутят, что Водяному. На рыбалке нельзя давать другому рыбаку червя — рыба не будет ловиться.
Колдуют – бабульки есть в Ельце. Защита от колдовства – «нешитая иголка» (новая иголка, которой не шили). Ее втыкают над дверью.
Домовой – конкретного лица у него нету, он маленький и волосатый.
Евгений Ч. (заядлый рыбак) подтверждает поверья рыбаков Ельца.
Еще один елецкий рыбак рассказывал, что для удачи в рыбной ловле нужно взять крючки и отстоять с ними службу в церкви. Желательно стоять, как можно ближе к алтарю.
Елена К., музыкально-педагогический ф-т, д. Озерки (Князевка) Долгоруковского р-на.
Если птичка в окно стучится – к смерти близкого.
Если ворон высоко кружит и глухо кричит – к покойнику. А низко кружит и громко кричит – к хорошей весне.
Если снится мясо – к болезни. Иконы – к печали. Много крови – приезд родственников.
с. Тербуны Тербунского р-на.
В какую сторону собака воет, там покойник будет. В какую — лает, там пожар будет.
Студенты 2011 — г. Елец.
Ехали на машине, остановились заправиться, на заправке завыла, завизжала собака, приехали домой — а там умерла соседка.
Виктория О., ф-т дошкольного образования, с. Юсово Чаплыгинского р-на.
Есть поверье, что нельзя отзываться, когда окликают чьим-то голосом. С моей бабушкой был случай, когда дед уехал в город зимой. Тогда еще ездили на лошадях и санях — так как жили в деревне. Его долго не было, и в ночь он не приехал. Бабушка подумала, что его занесло, и он уже замерз. Но знахарка сказала ей, что если он ночью будет звать, чтобы она не отзывалась, и тогда все будет в порядке, и дед вернется домой. Ночью, когда все легли спать, действительно бабушка услышала, как будто кто-то стучит в окно, и как будто дед ее зовет. Она не стала откликаться. А наутро лошадь привезла дедушку к дому живого, только пальцы обморожены.
Кстати, этот случай произошел на Святки, когда считают, что нечистая сила может закрутить и завести куда угодно.
Другие приметы и поверья.
г. Елец.
Чтобы деньги водились – ногти подстригать во вторник или пятницу.
Ржавый гвоздь найти – на счастье.
Если кошка умывается на дверь – к гостям.
Собака воет – к смерти.
Если что-то забыл и вернулся, то надо посмотреть в зеркало, а то будет несчастье.
Засыхают комнатные растения – значит, кто-то умрет.
Примета. Утром выходишь, встретишь первого мужчину – к добру. Женщину – плохо.
Мать Валентины М. перед торговлей поросятами всегда велела дочери выглядывать за калитку и смотреть, кто первый пройдет.
Тамара И., музыкально-педагогический ф-т, с. Хитрово Елецкого р-на.
Мышь по человеку пробежала – к смерти.
Если покойник во время похорон в гробу «трясется», когда его несут, это к новому покойнику. Хоронили так мужика. Несли тихо, а он как бы трясется, колышется. Через два месяца умерла его жена.
Раньше на поминках подавали кисель. Когда его подавали, это был знак гостям, что пора расходиться.
Нужно радоваться родившемуся ребенку и постоянно говорить, как хорошо, что он родился. Иначе Бог подумает, что ребенок не нужен и заберет обратно.
До крещения ребенка нельзя называть по имени, а только по отчеству.
Когда мать кормит ребенка грудью, на него нельзя смотреть «с изголовья».
Тамара И., музыкально-педагогический ф-т. Как лечат детям горло в селе Хитрово Елецкого района.
Берется половник и нож. Ножом на тыльной стороне половника чертится крест. Ребенок должен облизать половник. Все это повторяется три раза. Делается утром и вечером три дня. При этом заговоров никаких не читают. Студентка очень удивлялась, что об этом приеме никто не слышал. Она была уверена, что все так лечат горло.
Если ребенок заболел, то, чтобы он скорее выздоровел, к его кровати нужно прикрепить свадебную фату матери.
Софья М., музыкально-педагогический ф-т, п. Горшечное Курской обл.
Чтобы было хорошее здоровье, нужно валяться в пшенице по росе голым.
На Сретенье девушке нужно умыться снегом для красоты.
Насекомые в доме летают зимой – к смерти кого-либо из домочадцев.
То же, если петух закукарекает ночью.
Если собака трое суток подряд воет – к покойнику.
Сны.
Общеизвестно:
Мясо во сне – плохо, к болезни. Кровь – к родственникам. Яйца – кто-то явится, к новостям. Мелочь – к слезам, неприятностям. Бумажные деньги – хорошо.
Р., исторический ф-т ОЗО, Лев-Толстой.
Если снится, что с ног падает обувь – к смерти в роду.
Валентина Ивановна Ч. (1931 г.р.), г. Елец.
Утром 2 мая 2012 года встала и говорит, что ей всю ночь снилась двоюродная сестра мужа — Мила. А вечером позвонили и сказали, что Мила умерла в эту ночь.
Наталья Александровна Н. (1954 г.р.), г.Елец.
Ее бабушка видела сон: муж пьяный лежит в луже с грязными руками и лицом. Он был пожарным. Через две недели он на пожаре обжег себе руки и лицо именно в тех местах, где во сне виделась грязь.
Если приснился плохой сон, утром следует сказать: «Куда ночь, туда и сон». Или «Страшен сон, да милостив Бог».
Евгений Ч. (1982 г.р.), г.Елец.
После смерти отца в 2000 году Евгению полагалась пенсия по потере кормильца, он оформил все документы, сдал их, но не знал размер пенсии. Снится ему отец, сидит у бабушки в саду. Женя просит у него денег, отец лезет в карман, достает и отсчитывает шестьсот девятнадцать рублей, дает ему. Женя четко запомнил и этот сон, и эту сумму. Пенсия, которую позже Евгений получил за отца, равнялась точно шестистам девятнадцати рублям.
Альбина П. (1953 г.р.), г. Елец.
Альбина уехала отдыхать на море. Снится ей сон, что стоят люди в очереди, много людей, и она встала в эту очередь. Когда подошла к прилавку, оказалось, что там продают ткани. Она купила по несколько метров ткани разного цвета. Когда Альбина проснулась, то в ее памяти четко остались цифры: пятнадцать метров, семь метров и четыре метра. Вскоре ей позвонили из Ельца и сообщили, что умерла мать: это было пятнадцатого июля (седьмой месяц) в четыре часа утра.
Алла А. (1956 г.р.), г. Елец.
Был у Аллы очень близкий друг Женя. Снится ей сон. Поехали они с ним на дачу, приехали в садоводство «на Солидарности» и пошли к даче. Дороги проложены параллельными линиями – вдоль и поперек. Идут они, видят на одном участке стоит недавно умершая мать Евгения. Алла туда заходит, мать начинает на нее ругаться, говорит: «Все равно заберу от тебя своего сына». Алла что-то ей отвечает, ссорятся. Потом мать неожиданно исчезла куда-то и Алла пошла ее искать. Видит много деревянных кабинок, идет вдоль них, подходит к двери, на которой стоит №11. Но нигде никого нет, и Женя куда-то пропал.
Алла выходит с этого участка, оглядывается по сторонам – Жени нигде нет. Она начинает его искать. Бегает по садоводству вдоль и поперек – нигде нет его. Видит, впереди много воды: пруд или озеро, на берегу сидят мужики за столом, пьют пиво, играют не то в домино, не то в шашки. Она, не желая, чтобы ее заметили, ползет мимо них к воде. Воды очень много. Она бегает кругом озера, ищет и видит вдалеке рубашку, в которой Женя приехал на дачу: рубашка в крупную серую и синюю клетку. Алла бежит к этому участку, но в калитку войти не решается. Женя стоит к ней спиной и говорит: «Ты опоздала, я уже все вскопал».
Проснулась Алла в оцепенении и страхе. Все тело сковано, состояние трудно описать. Не может встать, не может говорить. А нужно идти на работу. Еле-еле, не помня ни дороги, ни себя, она приехала на работу в школу. В этот день срочно нужно было составить отчет и сдать в РОНО. Она, не осознавая, как это произошло, видит, что отчет уж ею написан. Состояние ее не улучшалось. Она отпросилась с работы и поехала к Жене домой.
Дома его не оказалось. Жил он в центре. Улицы проложены здесь строго параллельно вдоль и поперек. Стала она ходить по этим улицам, искать его. Заходила к друзьям, т.к. знала, что должна была быть репетиция оркестра, где Женя играл. Туда он не приходил, хотя обещал быть. Ходит она по улицам вдоль и поперек, возвращается к его дому, звонит в квартиру. Так продолжается очень долго. Над ним, на втором этаже, жила его тетя. Алла поднялась к ней и та сказала, что Женя еще утром ушел в баню. И Алла побежала в баню, узнать, не было ли там каких-либо несчастных случаев. Но дежурная ответила, что ничего такого у них не было. Алла снова побежала по улицам, снова на квартиру, снова по друзьям. Искала долго. Вдруг решила: надо проверить все кабинки душевые в бане. Уже никого не спрашивая и не слушая, забежала в душевое отделение и стала открывать все двери подряд. Где-то было пусто, где-то мылись люди и отвечали ей. Дверь №11 была заперта изнутри, там текла вода, но никто не отвечал, не откликался. Алле немного удалось оттянуть дверь, и она увидела, что на вешалке висит рубашка в крупную клетку, синюю и серую. В холле за столом сидели мужики, пили пиво и играли не то в домино, не то в шашки. Алла просит их взломать дверь.
Женя был мертв.
Через некоторое время после смерти Женя привиделся Алле А. во сне. Она спросила, как ему там? Он ответил, что пришлось ему «горы высокие преодолеть», а помогла ему в этом «лошадка с тележкой».
(Здесь обращает на себя внимание яркая архаическая символика этих образов. Горы в мифологии многих народов ассоциируются с потусторонним миром: они являются или частью пути в потусторонний мир, или центром иного мира; в легендах и преданиях на горе или в горе обитают мифологические существа; хрустальная гора, где располагается волшебное царство, часто упоминается в русских народных сказках. В славянских представлениях о пути души в потусторонний мир ей часто приходится взбираться на гору. В славянской мифологии велико было и значение лошади. Коня славяне-язычники почитали как священное животное, символика, связанная с его образом глубоко архаична и многопланова.
Священник, к которому обратилась Алла А., объяснил этот сон с христианских позиций: «Лошадка – это ты, а тележка – это твои молитвы». – А.П.)
Елена П., исторический ф-т, г. Липецк.
У подруги парень разбился на машине. Когда подруга еще не знала о его смерти, в эту же ночь он ей приснился – машина на воде, он на крыше и зовет ее с собой. Ее ветром к нему сдувает, толкает к нему, но она удержалась. Утром узнает, что разбился. Три года потом он ей снился. Подруга даже приглашала Елену ночевать, на ночь все форточки проверят — плотно закрыты. Утром смотрят – все открыты, хотя никто не трогал. Сначала парень с собой звал, потом рассказывал, как хорошо там живет. Говорил, что женился. Показывал жену. Жена идет, воду в ведре несет. Показывал ребенка. Говорил: у нас тут хорошо. Подруга замуж вышла, ребенка родила, — тогда только перестал сниться. А поначалу муж даже ревновал ее к этим снам.
Другая подруга Елены жила «в общаге» в Москве. Однажды ей там приснился парень. Высокий, лица не видно. Белая рубаха распахнута. Душил во сне. Потом она к своему парню переехала жить. Так тот «в белой рубахе» и там приснился. Другая девушка жила в том же общежитии, на другом, седьмом этаже. Выяснилось, что и ей приснился тот же парень в белой распахнутой рубахе. Тоже душил (не руками, а давил, наваливался). Ровно через год после этого сна, именно в этот день, девушка вышла замуж.
Заговоры.
(Передала Любовь Ивановна С. 1954 г.р., ей передала мать Нина Павловна 1934 г.р., сохранила бабушка Анна Елизаровна 1912 г.р., лечила бабушка Лиза примерно 1890 г.р. — заговоры от нее).
Об исцелении. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице. Сносит Егорий с небес 300 луков златополосных, 300 стрел златоперных, 300 тетив златоголосных и стреляет отстреливает у р.Б. уроны, прикосы, грыжи, бесины, нечисти, и кладет на хребет черному зверю медведю. И понеси, черный зверь медведь, и затопи, черный зверь медведь, в зыбучие болота уроны, прикосы, грыжы, бесины, нечисти, чтобы век не бывали ни в день, ни в ночь. Аминь.
От рака. Рак болючий, тяжелый, едучий, не хватай, не грызи р.Б. (имя). Отпусти клешни, откатись в темный лесок на сухой кусток, где петух не пропоет, собака не пролает, младенец не прокричит. Аминь.
От болезни грудей. С сего дня и до святой субботы рак не рыба, опухоль не мясо. Приду я на пустую ниву, где не сеяно, не жато, хозяевом не звато, где наросло, что не прошено, на грудь наложено, а тело ношено. Несеяная нива породила пшеницу лопушную, колосную. Как будет та пшеница сохнуть, так будет опухоль отпадать от нарожденной и покрещенной р.Б. Ниве той засыхать. Опухоли на груди не бывать.
От зубной боли. Рябина, рябина, стоишь невредима. Я тебя не буду есть, возьми из зуба боль и помяни за здравие р.Б. – (назвать имя).
От ожога. Ходила Божья Мать по лугу, цветы собирала алые. А Спаситель говорил: Божья Мать, куда их девать? – К ожогу прикладать, чтоб прошел ожог у р.Б.
От нарыва. Рыба из воды, иволга из древа, щепа из пальца, нарыв из тела…
От ангины. Жаба, жаба, сухая, мокрая, налетная, выйди из горла, тут тебе не жить, тут тебе не быть, уходи в темные леса из р.Б.
От сибирки. Ни одна сибирка, ни две сибирки, ни три сибирки …(и так — до 99 раз). Черный ворон прилетал, крылышками махал, сибирскую кровь выпивал у р.Б. (назвать имя) И читать в обратном направлении от 99 до 1.
От колдуна. Держа дулю в кармане: Соль тебе в глаза – куриная слепота. Все будет так: ешь свое мясо, пей свою кровь. Вот тебе дулю, вот тебе дулю, вот тебе дулю.
От лихого человека. Иду я по чистому полю, навстречу мне семь бесов с полубесами, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами, к лихим людям, держите их на привязи, чтобы я от них был цел и невредим по пути и дороге, в дому и в лесу. Мой заговор долог, слова мои крепки. … Аминь.
От сглаза. От мужского, женского, черного глаза, голубого глаза, от худого часа, дай Бог, чтоб получшело р.Б.
От ячменя. Широко известный заговор. Пальцы сложены в кукиш, которым дотрагиваются до ячменя, приговаривая: Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, что хочешь, то купишь. Купи себе топорок, руби себя поперек.
Для глаз. Читать на заре: Заря-заряница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны.
Для волос. Госпожа водица. Дай тобой умыться, мне тобой лечиться. Сними порчу с моей головы, укрепи мои волосы. Аминь.
После освящения кулича и пасхи с ними и с молитвой обходят весь двор и дом по периметру. Освященное яичко разрезают на всю семью и едят вместе для сохранения семьи. Скорлупку заливают водой и той водой все умываются.
Заговор на соленья (четверг, молодой месяц). На моем столе лежит хлеб-соль. Жду в гости Христа и Матушку Богородицу, чем есть угощу, а их попрошу: Дайте благословенье для моего соленья, для моего квашенья, для ягодного варенья. Господи, благослови, мне в труде помоги.
Бабушка Меркуловых с улицы Пугачева в Ельце заговаривала ребенка (внука): брала дубовую палку, ставила к ней ребенка, отмеряла его рост, отщипывала щепочку там, где он дорос. Читала заговор, отламывала щепочку, выкидывала ее в курятник.
Заговоры нужно произносить особо: плавно, речитативом, напевно – «они так лучше слышат».
Заговоры и знания магических приемов на разные случаи жизни хранятся во многих семьях, но чужому человеку, как правило, о них не рассказывают.
Например, жительница Ельца Аза Владимировна П. (1947 г.р.) хранит и использует заговоры, доставшиеся ей от матери, коренной ельчанки (1925 г.р.). Той заговоры передала свекровь (1895 г.р.), жившая под Гомелем и славившаяся там на всю округу как искусная «лекарка». Свекровь пользовалась заговорами, которые передавались в ее семье из поколения в поколение единственным или последним дочерям в роду. Аза Владимировна тоже единственная дочь в своей семье. Она передаст заговоры или своей младшей дочери, или младшей внучке.
Любопытно, что в древности Гомель, так же как и Елец, находился в границах обширной Черниговской земли. Гомель стоял на землях племени радимичей, Елец был основан на землях вятичей. В «Повести временных лет» о радимичах и вятичах говорится, как о близкородственных племенах, происходящих от двух братьев: радимичи от Радима, вятичи от Вятко. Так, в наши дни на примере одной семьи вдруг открываются древние глубинные связи людей и земель, исторические переплетения, этнокультурные параллели.