В течение нескольких лет я занимался собиранием этнографической информации на территории Черноземья: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тульской областей. Информация отражает современное состояние традиционной народной культуры данных мест. Это – народные обычаи и поверья, обряды и верования, мифологические представления и праздничная традиция. Черноземье – коренной исторический регион России, население которого во многом сохранило черты самобытного склада ума и образа мышления, национальной специфики мировосприятия и ритуально-обрядового поведения. Я опрашивал представителей разных возрастов и социальных групп общества. Сначала в центре исследований был Елец, со временем территория значительно расширилась. В годы моей работы в Елецком Университете им. И.А. Бунина активное участие в сборе информации приняли студенты различных факультетов очного и заочного отделений. Студенты руководствовались специально составленным мной этнографическим опросником. Несколько лет студенты собирали информацию, известную им самим, их сверстникам, опрашивали родителей, старших родственников, бабушек и дедушек, соседей. Важно было то, что работали студенты в тех местах, откуда сами были родом, многие студенты елецкого университета – жители деревень и малых городов Черноземья. Таким образом, исследование охватило обширную территорию бытования русской традиционной культуры.
В конце статьи приведены сообщения «информантов», сохраняющие, по возможности, образцы разговорной речи и индивидуального стиля рассказчиков.
Из традиционных верований и представлений, представления о колдовстве являются одними из самых стойких и распространенных, как в сельской местности, так и в городе. Подавляющее большинство опрашиваемых первым делом начинали рассказывать именно о колдовстве, эта тема вызывала наиболее сильные эмоции, оживление, заинтересованность; люди приводили массу примеров из своей жизни, жизни своих родственников, друзей и знакомых. Никто не сомневается в том, что колдовство действительно существует; так же как никто не сомневается в силе, действенности и опасности колдовства. В колдовство верят люди всех возрастов и социальных групп. Мне приходилось беседовать со многими людьми очень молодого возраста, например, первокурсниками, которые наперебой рассказывали об известных им многочисленных случаях колдовства.
В Ельце часто можно услышать: «У нас колдують усе!». Особенно выделяют старинную слободу Аргамачу и восточную окраину города – Ольшанец. Ельчане уверены, что колдунов там очень много. Студентка заочного отделения из Данкова, современная молодая девушка, убежденно говорит: «У нас в Данкове каждый второй – колдун». Студентка исторического факультета из села Паниковец Елецкого района на вопрос анкеты: колдуют ли у них, написала «Да» с восклицательным знаком. Это убеждение характерно для большинства опрошенных, которые уверены, что в их городе или селе колдуют много, «колдунов очень много».
Колдуют, главным образом, женщины. Из всех опрошенных о колдунах мужчинах упомянули всего несколько человек из Становлянского района и Елецкого района (село Яриловка; здесь рассказывали о колдуне по прозвищу Ярюка). Все сходятся во мнении, что колдуны мужчины менее вредоносны, чем женщины, занимающиеся колдовством.
О женщине, которая занимается колдовством, говорят: «Колдует», «Она знает» (в значении - обладает способностью колдовать), «Может сделать» (в значении - наколдовать). Такую женщину, особенно в сельской местности, могут называть и «ведьма». Существует разделение в понятиях: «ведьма», «колдунья», с одной стороны, и «бабка» - с другой. «Ведьма, - которая колдует, порчу насылает», «бабка, бабушка, - которая лечит заговорами, предсказывает, гадает». Но, в основном, говорят «бабка». Это собирательное обозначение всех, кто занимается лечением народными магическими средствами, заговорами, предсказаниями, гаданием, магией и колдовством. Одна студентка из Ефремовского района Тульской области специально уточнила: «У меня бабушка не колдунья была, она только заговаривала, умывала». «Умывать» или «снять сглаз» - это умыть или сбрызнуть человека святой водой, над которой произносились специальные молитвы и заговоры. В том же Ефремовском районе зафиксирован и термин «знахарка», «знахарница», им обозначают женщину, которая лечит травами и заговорами. Следует отметить, что в наши дни термины «колдунья» и «бабка» иногда могут путать, объединять.
Деятельность колдунов разнообразна и, в основном, опасна для окружающих. Колдуны могут «сделать», то есть путем колдовских действий причинить человеку тот или иной вред: болезни, неудачи, проблемы на работе, в семейной и личной жизни. «Делают» колдуны и по собственным побуждениям, а чаще по просьбе других. Колдуны могут «насылать порчу», путем магических действий приносить вред здоровью. К ним обращаются и влюбленные с просьбой «присушить» парня или девушку. Часто колдуны вредят скоту, могут сделать, чтобы у коровы пропало молоко, или скотина и птица пала. Вредят плодородию: студентка из Паниковца рассказывала о том, как колдуны зарывают на чужом огороде наговоренное яйцо, чтобы картошка не уродилась, размером была не больше этого яйца. На свадьбах колдуны могут «испортить» жениха и невесту, сделать так, чтобы семейная жизнь у них не заладилась. Если в округе часто умирают люди, это также приписывают действию колдовства. Так, житель одного из елецких пригородов объяснял высокую смертность не старых ещё мужчин у них на улице тем, что неподалеку жила колдунья, и он собственными глазами видел, как она в полночь что-то рассыпала на перекрёстке с приговорами. Считается, что колдуны стремятся навредить человеку, когда он отправляется в путь. Они приходят в дом и просят какую-нибудь вещь, если дать, то в пути ждёт неудача. Даже если колдун ничего не возьмёт, он «хоть ромашку во дворе сорвет», чтобы навредить. Стремятся они что-либо взять, одолжить и под большие православные праздники. Просят соль, хлеб, спички, деньги. Этим грешат также и многие простые люди, которые уверены, что тем самым увеличивают свой прибыток, поэтому до сих пор под праздники ничего не дают и не одалживают. Считается, что колдовство особенно действенно накануне больших христианских праздников.
Колдуют, совершая разные «магические манипуляции» при помощи разнообразных предметов. Используют: ножи, иголки, ножницы, расчёски, зерно, семена подсолнечника, мака, разнообразные лакомства (пряники, конфеты), части тела животных (например, поросячий хвост). Наговоренные предметы подбрасывают на порог, на перекрёсток. До сих пор существует стойкое убеждение, что с порога и с перекрёстка ничего нельзя брать. Даже пересекают перекрёсток не через центр, а по периметру. Чтобы «присушить» парня или девушку, дают им наговоренные пряники, печенье или конфеты. Одна елецкая женщина, желая «присушить» понравившегося ей мужчину, сыпала ему в обувь наговоренный мак. По всеобщему убеждению, большую опасность колдуны представляют в церкви, там они стремятся навредить человеку, прикоснувшись к нему, толкнув, уколов. Считается, что в церкви колдун стоит за спиной человека, которому решил навредить, если человек перейдёт на другое место, колдун перейдёт вслед за ним. Многие уверены, что колдуны активно посещают церковь, стремятся выйти в первые ряды молящихся. Жительница одного села прямо говорит, что не ходит в местную церковь, так как там много колдунов.
Стойко сохраняются и древние представления об оборотничестве колдунов. В Ельце и округе это называют – «скидываться». Автором зафиксировано большое количество рассказов о том, как колдуньи обращаются в животных и преследуют людей. Чаще всего оборачиваются в свинью или собаку. Свинья-оборотень, как правило, бежит за своей жертвой, собака же преграждает путь или вскакивает на спину. В последнем случае жертва вместо собачьих лап чувствует на своей спине человеческие пальцы. В селе Суворовка Елецкого района рассказывали о ведьме, которая оборачивалась лошадью. Частый сюжет подобных рассказов – животное-оборотня бьют или калечат, а на следующий день узнают колдунью по нанесенным побоям. Характерным в этом отношении является рассказ о ведьме из Суворовки. В селе и округе по ночам неизвестно откуда появлялась лошадь, которая пугала людей. Все решили, что это «ведьма скидывается». Один кузнец поймал эту лошадь, подковал и отпустил. На утро видит – а у него жена подкованная. Оказалась ведьма. Рассказывают и о том, что ведьмы могут оборачиваться кошками. В одном из сел Тербунского района ведьма вылетала из трубы своего дома в виде белого полотенца, а в посёлке Горшечное Курской области рассказывают, что ведьмы оборачиваются горящим колесом.
Считается, что умение колдовать (в народе это называют «сила») передается по наследству, как правило, по женской линии. Очень распространены рассказы о том, как умирающая бабушка или другая родственница просит младшую родственницу взять что-либо у неё из рук или просто дать руку, говоря, «возьми», «на» или «нате». Если родственница выполняла просьбу колдуньи, то ей передавалось умение колдовать. Принять такое умение младшая родственница могла сознательно, специально, желая сделаться колдуньей, либо по неведению, выполнив просьбу умирающей. В одной елецкой семье в Чёрной слободе даже запрещали говорить слово «нате» когда бы то ни было, потому что оно прочно ассоциировалось с колдовством.
Широко бытует представление о тяжёлой смерти колдуна. Считается, что он не может умереть покуда не передаст кому-нибудь своё знание. Чтобы облегчить смерть колдуна, приподнимают несколько досок в потолке. Колдуны могут являться и после смерти, особенно родственникам, с целью передать умение колдовать. Женщина из Краснинского района рассказывала, как её бабушка, умирая, всё время подзывала её к себе, просила что-то взять. Бабушка была колдунья, и поэтому взрослые родственники не подпускали девочку близко к умирающей. После смерти бабушка стала являться внучке во сне, убеждая, чтобы та что-то взяла у неё. Девочку возили и к священникам, и к «бабкам»; лечили и молитвами, и заговорами. В конце концов, бабушка внучке являться перестала.
Отношение к колдунам двойственное. Их не любят, боятся, но никогда не высказывают им неуважения и неприязни. Наоборот, демонстрируют почтение и уважение, опасаясь их колдовства. Распространены примеры того, как колдуньи наказывают тех, кто прошёл, не поздоровавшись с ними, плохо высказывался о них. Особенно тяжело могут пострадать те, кто нагрубил колдунье или причинил ей какое-нибудь зло. В одном селе на колдунью, которая портила скот и людей, не раз жаловались даже в сельскую администрацию. Но и в администрации колдунью тоже опасались, поэтому меры принимать отказались.
В народе имеется большое количество способов защиты от колдовства. В них причудливо переплетаются элементы христианства и язычества. Люди, пострадавшие от колдовства, ищут помощи в храмах, монастырях. Считают, что есть священнослужители, чьи молитвы обладают силой противостоять колдовству. Но гораздо чаще обращаются к средствам защиты, которые дают традиционные обряды и верования. Одним из распространенных средств от колдунов и колдовства является матерная брань. Проходя мимо колдуна, незаметно делают кукиш. Когда считают, что могут подвергнуться действию колдовства, трогают металлические части одежды: пуговицы, застежки, «молнии». Многие на одежде обязательно носят булавку от сглаза и порчи. Так, девушка из села Панкратовка рассказывала, что в детстве у нее часто болело горло, и мама стала выпускать ее на улицу, только приколов к одежде булавку. Против наговоров колдунов используют ответные магические выражения. Суть их состоит в возвращении к колдуну его отрицательного воздействия. Например, говорят: «Возьми себе то, что мне сулишь!». Очень часто объединяют христианские и дохристианские средства защиты. Так, многие от порчи и сглаза советуют молиться и матом ругаться. Девушка из Данковского района, на которую, как она думала, наслала порчу родственница-колдунья, во время приступов (её корежило, ломало) громко материлась и читала молитву «Живые помощи». Чтобы уберечь дом от колдунов, втыкают у входа иголку, вешают ножницы острыми концами ко входу, ставят у входа веник ручкой вниз. В селе Голиково Елецкого района говорят, что от колдовства защищают осиновые палочки, их носят с собой в кармане. В селе Кличено Становлянского района рассказывают о том, что по границе сельских земель, в посадках, втыкают осиновые колышки. Считают, что в этом случае территория села будет защищена от колдовства. Сильной защитой от колдунов считается соль, её насыпают перед входной дверью, люди уверены, что колдун через соль переступить не может. В деревнях, отдавая молоко, в него добавляют щепотку соли, чтобы корову не испортили, и она не перестала бы доиться. Повсеместно верят, что человека и его дом защищает от колдовства святая вода.
Помимо «настоящих» колдунов, к тем или иным колдовским приёмам прибегают и многие обычные люди. Широко распространены разнообразные заговоры, активно используются манипуляции с наговоренными предметами, выражения, которым приписывается колдовская сила. В то же время принято осуждать колдовство. Так одна первокурсница из Елецкого района на вопрос: «Колдуют ли у них в деревне?», - эмоционально и с достоинством ответила: «Я никогда не колдую!». Видимо, многие из молодых всё-таки пробуют это делать.
Студентка Х. из села Кличено Становлянского района не хотела рассказывать о том, что одна из её родственниц считалась колдуньей, – «осрамишь семью». Согласилась собирать информацию по разделу «колдовство» только с условием, что не будет названа её фамилия.
Сообщения «информантов».
Колдун, колдунья – эти слова употребляют редко.
Говорят чаще всего «бабка», могут сказать «она колдует», выражение «колдовать» употребляют часто: «она колдует», «у нас колдують усе».
«Колдовать» в устах всех рассказчиков имеет резко негативную оценку.
Колдовать – всегда плохо.
«Бабки» могут быть и плохие, вредоносные, те которые колдуют, и не вредоносные, даже полезные. Последние не колдуют, а лечат, «отговаривают» от последствий колдовства, гадают. Однозначно позитивно воспринимают «знахарок», «знахарниц» – они лечат.
Студент спортивного ф-та, Становлянский р-н.
Кто-то из старших родственников пошёл в Дворики навестить родственника, который колдовал. Там они поссорились. Возвращается родственник домой пешком, идёт по узкой дороге, вдруг навстречу ему большой пёс. Подошёл, поставил лапы на грудь, а родственник говорит: «Егор, это ж ты!». Пёс и ушёл. Уверены, что это колдун псом оборачивался.
Олеся Л., исторический ф-т ОЗО, г. Данков.
В Данкове «каждый второй – колдун». Мужчины - колдуны реже встречаются. Студентку «присушил» парень. Он за ней ухаживал, но она не отвечала ему взаимностью. На день рожденья принес он ей пачку печенья. Девушка съела немного печенья из пачки. А оно было «наговоренное». Студентку стало неодолимо тянуть к этому парню. Она поняла, что «присушилась». Через какое-то время девушка обратилась к «бабке», и та ей помогла – тяга к парню пропала.
Ю.С.Н., исторический ф-т ОЗО, с.Лозовка Чаплыгинского р-на.
Подруга Галя. На неё «наговорили»: она поссорилась с тётей, та обратилась к «бабке». Подругу после этого стало приступами ломать и трясти. В семье сразу поняли, что это «наговорили». Чтобы приступы проходили, Галя ругалась матом и молилась. Идут студентка с подругой, вокруг них чёрная кошка пять раз обежала – Галя стала ругаться матом – кошка ушла. «У Гали всегда была иконка в кармане, когда начинало ломать, она начинала читать молитву и ругаться матом». Долго такое продолжалось. Ходили в церковь, свозили к «бабке» – последнее помогло, «бабка отговорила».
Студентка исторического ф-та ОЗО, Краснинский р-н.
Вышла замуж. На следующее утро после свадьбы в почтовом ящике нашла карамельку. Не знала, что нельзя есть (нездешняя была) – съела. На следующее утро вышла подмести порог дома, видит – на пороге расчёска. Не знала, что такую расчёску нельзя в руки брать. Только потом уже рассказали, что надо было веником её на совок намести и вынести на перекрёсток, потому что она «наговоренная». Три утра подряд находила она расчёску на пороге и убирала её руками. Лицо у неё после этого покрылось прыщами и язвами. Карамелька и расчёска были «наговоренные». Поехали в село Отрадовку к бабе Насте. При первой встрече, когда баба Настя стала разбираться, в чём дело, ей стало плохо, её тошнило. Она сказала, что молодой «сделали». Сделала прежняя ухажерка мужа. Бабка даже описала, как та выглядит. Три дня бабка отчитывала молодую. Только в воскресенье сделала перерыв, «в воскресенье – не колдуют». Баба Настя помогла. Прыщи и язвы пропали, как не бывало. Говорить «спасибо» бабка запретила, а подарок взяла. «Подарок можно, спасибо нельзя».
Студент исторического ф-та ОЗО, с. Доброе Липецкой обл.
Если колдун трудно умирает (а такое часто бывает, так как они должны перед смертью передать своё умение), то какой-нибудь мужчина из этого дома залезает на чердак, доску в потолке выдергивает, чтобы колдун умер легко.
Сергей Е., ф-т дошкольного образования, д. Анненка Тербунскогор-на.
Русалок и леших в наших местах не видели, а вот колдуньи водились. Одну из них звали Олей. Эта бабка строила всякие козни односельчанам. Её жители опасались. Кто-то из соседей видел, как в двенадцать часов ночи из трубы её избы вылетело белое полотенце, видели также, что она оборачивалась большой собакой. Однажды она поссорилась со своей двоюродной сестрой Нюрой и решила её попугать. Нюра работала в ночную смену на току. С работы возвращалась часа в два ночи, проходила мимо дома бабки Оли. В этот момент ей на спину прыгнула огромная собака и человечьим голосом говорит: «Вот я на тебе и покатаюсь». Стала смеяться и царапаться. Нюра увидела, что у собаки не лапы, а человеческие руки, а на теле остаются следы от ногтей. Нюре удалось сбросить собаку со своей спины, а вместо собачьей морды она увидела лицо бабки Оли. Нюра побила её.
А в соседней деревне, в Новой Каменке, тоже был похожий случай. Одна бабка оборачивалась огромной кошкой и пугала подвыпивших мужиков, припозднившихся женщин да молодёжь. Однажды шёл «с улицы», то есть с молодёжного гулянья, парень домой, ему надо было переходить через овражек, по дну которого протекал ручей. Только парень стал спускаться, ему навстречу выбежала огромная кошка, сильно напугала. На следующий день всё повторилось. Тогда парень рассказал всё приятелю. Тот не поверил, решил посмотреть своими глазами. Домой с улицы пошли вместе, в руках у приятеля была балалайка. Только парни спустились в овраг, как снова выбежала огромная кошка и бросилась им под ноги. Парни стали бить кошку то балалайкой, то кулаками. Кошка убежала в кусты. На следующее утро та бабка, на которую говорили, что она ведьма, не пошла выгонять корову в стадо, это сделал её дед. А когда у него спросили, где бабка, дед сказал, что убилась, полезла в погреб и упала. Эти два парня из любопытства зашли в дом к этой бабке, а она вся побитая в синяках на кровати лежит.
Студент спортивного ф-та, д. Задонье Елецкого р-на.
В 70-е годы в деревне жила целая семья – колдуны. Жили на окраине. Муж с женой и дети. Отец и двое сыновей ничего плохого не делали, а жена и дочь колдовали, вредили. По ночам ходили, пугали. Оборачивались. Многие в селе видели собаку. Однажды мужик ножиком в лапу этой собаке попал. Утром все пришли в магазин, смотрят – а у женщины этой самой, которая колдовала, нога забинтована.
Елена К., музыкально-педагогический ф-т, д. Озерки (Князевка) Долгоруковского р-на.
Записано со слов бабушки Нины (семьдесят шесть лет).
Колдуны занимались нечистой силой, а знахари лечили. «Казала» бабка Дуся: «Дарья Михайловна (Михайлиха) владела нечистой силой. Мой отец Семён (т.е. мой прадед) имел лошадь. Однажды поехал он в соседнее село и Михайлиху не взял, у неё нога была больная. У Семёна была крестница Акуля. Она дружила с Михайлихой, и та сказала Акуле: «Ну, погоди! Я устрою этому Семёну!» И забила во дворе у них кол осиновый с заговором. Подружки, (Михайлиха с Акулиной) поссорились, крестница пришла к Семёну и рассказала ему, что его лошадь «сдохнет» в такой-то день. Подошел этот день и лошадь умерла».
Татьяна Б., филологический ф-т, с.Яриловка Елецкого р-на.
По словам студентки уже «при колхозе» в Яриловке был колдун по прозвищу Ярюка. Говорят, что был незлобный, особо не вредил, но если его задеть или разозлить, мог и навредить. Работал он на комбайне. Историй про этого колдуна было много, но бабушка студентки их уже не помнит.
В.Н.А., ф-т дошкольного образования, села Измалково и Панкратовка Измалковского р-на.
Со слов отца Н.И.А. (пятьдесят шесть лет) д. Панкратовка Измалковского р-на.
Колдуют женщины. Умение колдовать они получают так: перед смертью колдунья просит вытащить у неё из-под головы подушку. Кто вытаскивает, то перенимает её дар. Но если на это никто не согласится, то колдунья умирает тяжело. У некоторых людей есть к этому и определённый дар, умение. Человеку колдуны обычно приносят только вред. Порчу могут нанести, вред здоровью, не только человеку, но и скотине, домашнему животному. Вред колдуны могут принести везде и любому человеку. Колуны могут влиять и на погоду. Колдуна можно узнать по поведению, по разговору. Такой человек не смотрит в глаза.
Колдуны могут превращаться в животных, например, в чёрную кошку.
Люди обращаются к колдунам, например, чтобы навести порчу на кого-либо или приворожить человека, который нравится.
Если ты знаешь, что с тобой рядом находится колдун, то спокойно можешь защититься от него. Первым делом, нужно носить крестик или колечко. Также можно наложить возле порога иголок, и тогда колдун не пройдет в дом. Колдуют обычно в полночь на полную луну.
Кроме колдунов ещё есть знахари. Знахари лечат. А колдуны вредят.
А.В.К. – с.Хмелинец – с.Ольховец Елецкого р-на.
Дом прямо на дороге стоит, люди живут там нехорошие. Проходя мимо этого дома, без всяких на то причин люди падают на одном и том же месте, и падают сильно.
Отец рассказывал, жили тогда в селе Ольховец и было это ещё до войны. Работал он путевым обходчиком, и жила у них рядом соседка, которой он нравился. Но отец не обращал на неё внимания. И однажды ночью, когда он на телеге охранял железную дорогу, на его телегу прыгает петух и как-то странно на него смотрит, а потом хоп – и в бычка превращается, а потом – в соседку его.
А ещё про бабку Кашинку. Было это в голодные времена. А у ней с сыном была корова. И однажды она говорит сыну, мол, кто-то в погреб лазит, сливки с молока съедает. Но сын сказал, что ерунда, а сливки съедал он сам. И вот однажды полез он опять в погреб, вылазит из него, а перед ним пес большой стоит и – без головы. Но сын схватил палку и по боку псу, ну тот и убежал. Возвратился он домой, а там мать его лежит и держится за бок. А бок тот же, по которому он собаку палкой ударил.
Валентина Ивановна Ч. (1931 г.р.)
Видела сама. Летом играла она с девчонками: «ну и подымались мы на гору в Ольховце. Как навстречу нам летит велосипед, как серебряный, блестит на солнце и педали крутятся, а на велосипеде – никого. Пролетел мимо нас под горку, а на гору с другой стороны не появился. Так и пропал куда-то».
Любовь Ивановна С., г.Елец.
В Телегине видели, что колдунья каждое утро выходила и валялась в росе. «Бабка Поля рассказывала, что та рано по утру всегда каталась по росе. Для здоровья и хорошо выглядит».
Эта колдунья посмотрит на корову – та доиться перестанет.
Студенты 2011 г., с.Тербуны Тербунского р-на.
Колдуют много. «Бабок», «ведьм» много, их очень боятся. Они «наговаривают, насылают порчу». Родственница рассказчицы в девятнадцать лет поехала на свадьбу, наступила случайно «в след», сделанный для молодых, – сильно заболела. Повели к бабке, та домой не пустила, заругалась, завизжала, залаяла. Это бывает, когда поведут к «бабке», которая сама «сделала». Другая «бабка» заходила в новую церковь, – визжала, кричала, лаяла. В Тербунах таких много.
Лечиться от колдовства отправляются к «бабкам» же, также к «знахаркам» («знахарницам»), к «бабкам божественным» (лечат молитвами), к священникам.
Есть в Тербунах «бабка» злая, все, включая администрацию, её боятся. Одна девка усомнилась в её силе, подошла к ней, стала оскорблять, ругать. Та ей «сделала», на утро «ослепла и прализовало».
«Бабки» «делают» – дохнут гуси, скотина; присушивают.
Знахарницы – добрые, они лечат.
Кристина Е., исторический ф-т, с. Ожога Воловского р-на.
Раньше лечили заговором. Больниц было мало, а если и были, то далеко. Бабок-знахарок было много. Сглаз, занозу отчитывали и всё замирало. Чемер – аппендицит – пойдешь к знахарке, отчитает, полегчает. Знахарки лечили не только заговорами, но и травами. Чабрец трава – отваривали от кашля. Если болела спина, растирали керосином. Зубную боль лечили так: траву «дурман» шелушили и зёрна держали над свечой, оттуда выпадали червячки, а обожжённые зёрна клали на больной зуб, и зубная боль утихала.
Софья М., музыкально-педагогический ф-т, п. Горшечное Курской обл.
У нас в посёлке знаем всех колдунов. Может, только молодых каких-то, которые только стали колдовать, которым только передали силу, не знаем.
Колдуны вредят людям, даже если не хотят, у них своей воли нету.
Почему вредят? Там требуют (головой кивает назад). Начальство требует.
У нас в Горшечном колдуют очень много, потому что раньше, при царе, собрали всех колдунов с округи и к нам сослали. С тех пор и колдуют.
На огород подкидывают яйца, колдунов дела – все говорят.
Дома находят острые предметы, гвозди, например.
Если что-то найдёшь наколдованное во дворе, нужно сжечь.
В двенадцать ночи встретишь на перекрёстке человека, обязательно будет колдун. Часто он стоит там с метлой, колдует. Через центр перекрёстка никогда не переходят.
Колдуны ходят в церковь. Но, когда в церкви поют «Херувимскую», они поворачиваются спиной к алтарю, начинают копошиться в сумках, уходят или вообще падают.
Колдуньи могут принимать вид горящего колеса от телеги. За моим отцом как-то бежала кошка – ведьма – он обернулся к ней, а кошка превратилась в горящее тележное колесо, которое покатилось мимо отца по дороге.
От колдунов защита – мелкую серебристую полынь кладут между рамами окон.