БРЕЙШИТ (БЫТИЕ)
1. И явился. — И открылся ему Б-г в Элоней-Мамрэ…
2. По истечении. — И было: к концу 2-х лет фараону снилось…
3. И вышел. — И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошёл в Харан.
4. Порождения. — Вот родословие Ицхака, сына Авраhама.
5. И поселился. — И поселился Яаков в стране, где жил отец его…
6. Уйди из земли твоей. — И сказал Б-г Авраму: уйди…
7. В начале. — В начале сотворения Вс-сильный неба и земли…
8. Жизнь Сары. — И было жизни Сары 127 лет — это годы жизни Сары.
9. И послал. — И отправил Яаков перед собой вестников к Эйсаву….
10. И подошёл. — И подошёл к нему Йегуда, и сказал: «Позволь, господин мой, сказать рабу твоему слово…»
11. И жил. — И жил Яаков в стране Египетской 17 лет…
ШМОТ (ИСХОД)
1. Имена. — Вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…
2. Когда отпустил. — И было: когда отпустил фараон народ…
3. Войди. — И сказал Б-г, обращаясь к Моше…
4. Когда исчислишь. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше…
5. И являлся я. — И говорил Вс-сильный с Моше:
6. Итро. — И услышал Итро…
7. Законы. — И вот законы, которые ты разъяснишь им…
ВАИКРА (ЛЕВИТ)
1. На восьмой день. — И было, на восьмой день призвал Моше Аhарона и сыновей его.
2. На горе. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше на горе Синай…
БЕМИДБАР (ЧИСЛА)
1. Балак. — И увидел Балак, сын Ципора…
2. Когда будешь возжигать. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше…
3. Корах. — И отдалился Корах, сын Ицгара…
4. Закон. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше…
5. Пошли от себя. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше…
6. Пинхас. — И говорил Б-г, обращаясь к Моше…
7. Колена. — И говорил Моше главам колен…
ДВАРИМ (ВТОРОЗАКОНИЕ)
1. Ваэтханан. — И умолял я…
2. Вы стоите. — Вы стоите сегодня все перед Б-гом…
3. Внимайте. — Внимайте, небеса, и я говорить буду…
4. Слова. — Вот слова, которые говорил Моше, всему Израилю…
5. За то, что вы будете слушать. — И будет за то, что слушать…
6. Судьи. — Судей и надсмотрщиков поставь себе…
7. И пошёл. — И пошёл Моше, и говорил слова эти…
8. Благословение. — И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля…
По мере убывания количества вопросов расставлены 35 глав. В остальных (19) главах вопросов нет.
Из последней таблицы создадим последовательность глав, в которых содержатся вопросы (19-ть глав исключены). Нумерация соответствует числам в скобках.
Теперь запишем глаголы, взятые из предложений, которыми начинаются и заканчиваются главы, расположенные в порядке убывания количества вопросов.
БРЕЙШИТ (11 ГЛАВ)
1. Был… родила.
2. Стоит… идите.
3. Пошёл… нарёк.
4. Родил… взял.
5. Жил… забыл.
6. Укажу… обрезались.
7. —… понравился.
8. Было… расположился.
9. Отправил… —
10. Возгорится… расплодились, умножиться.
11. Жил, было… умер, положили.
ШМОТ (7 ГЛАВ)
12. Пришли… отошлёт, изгонит.
13. Возвратился… клянётся.
14. Совершить… вывел.
15. Говорил… говорить.
16. Сказал… предсказал.
17. Вывел… не открылась.
18. Разъяснил… был.
ВАИКРА (2 ГЛАВЫ)
19. Призвал… есть.
20. Говорил… благоговейте.
БЕМИДБАР (7 ГЛАВ)
21. Сделал… было.
22. Говорил… исцели.
23. Отделился… умерли.
24. Говорил… остановились.
25. Говорил… быть.
26. Говорил… повелел.
27. Повелел… назвал.
ДВАРИМ (8 ГЛАВ)
28. Стоите… дать.
29. Услышит… даю.
30. Говорил… сражается.
31. Поклялся… обещал.
32. Судили… поступать.
33. Говорил… говорил.
34. Благословил… совершил.
35. Молился… исполнять.
БРЕЙШИТ (БЫТИЕ)
7 → 1. — …понравился.
2. ходил… умер.
6 → 3. укажу… обрезались.
1 → 4. был… родила.
8 → 5. было… расположился.
4 → 6. родил… взял.
3 → 7. пошёл… нарёк.
9 → 8. отправил… —
5 → 9. жил… забыл.
2 → 10. стоит… идите.
10. → 11. возгорится… расплодились,
умножились
11→ 12. жил, умер,
было … положили.
ШМОТ (ИСХОД)
12 → 13. пришли… отошлёт, изгонит.
16 → 14. сказал… предсказал.
14 → 15. совершить… вывел.
13 → 16. возвратился… клянётся.
17 → 17. вывел… не открылась.
18 → 18. разъяснишь… был.
Нет вопросов → 19. говорил… прикрепляют.
Нет вопросов → 20. зажигать… —
15 → 21. говорил… говорить.
ВАИКРА (ЛЕВИТ)
22. сделать… —
23. — … виднелся.
24. сказал… прощён.
25. говорил… повелел.
19 → 26. призвал… есть.
27. говорил… –
28. говорил… ляжет.
29. умерли… осквернялись.
30. говорил… забросают.
31. оскверниться… повелел.
20 → 32. говорил… благоговейте.
33. исполнять… заповедал.
34. говорил… умрут.
35. говорил… говорил.
БЕМИДБАР (ЧИСЛА)
22 → 36. говорил… исцели.
25 → 37. говорил… быть.
23 → 38. отделился… умерли.
24 → 39. говорил… остановились.
21 → 40. сделал… было.
26 → 41. говорил… повелел.
27 → 42. повелел… назвал.
43. вышли… заповедал.
ДВАРИМ (ВТОРОЗАКОНИЕ)
30 → 44. говорил… сражается.
35 → 45. молился… исполнять.
31 → 46. поклялся… обещал.
47. предлагаю… дал.
32 → 48. судили… поступать.
49. возьмёшь… забудь.
50. поселишься… делать.
28 → 51. стоите… дать.
33 → 52. говорил… говорил.
29 → 53. услышит… даю.
34 → 54. благословил… совершил.
Поговорим о технике настройки ищущего смыслы. Размышления над взаимодействиями выделенных в начале и конце каждой главы глаголов, очевидно, станет препятствием воображению. Поэтому для того, чтобы быть готовым к дальнейшему продвижению к истинным смыслам, необходимо бездумно погрузиться в ощущения, которые возникают при вчувствовании в сущность этих глаголов как факторов действия.
Часть 4
ВОПЛОЩЁННЫЕ СМЫСЛЫ
Содержание предыдущих частей — «ловушка для ловли зайца», как говорил Чжуан-цзы. Напомню его высказывание.
«Ловушкой пользуются для ловли зайца. Поймав зайца, забывают о ловушке. Словами пользуются для того, чтобы внушить смысл. Постигнув смысл, забывают про слова. Где же мне найти забывшего слова человека, чтобы перекинуться с ним словом?»
В вопросе заложен ответ, а ответ, по известной еврейской традиции, выраженный вопросом, несёт в себе вполне определённое знание. Знание того, что считать ответом, равносильно знанию ответа. Иначе говоря, если я знаю содержание ответа, то знаю содержание вопроса. Казалось бы, всё перевёрнуто. Зачем нужен вопрос, если известен ответ?! Но, как уже сказано в части 2, целью вопроса может быть не получение информации, а, например, пробуждение раскаяния в душе человека.
Или, скажем, вопрос задаётся, чтобы отвечающий поразмышлял и необязательно получил определённый ответ. Можно предположить, что спрашивающий хочет просто возбудить сам процесс мышления.
Гармоничное сочетание вопроса и ответа порождает откровение божественного проявления. Вначале восприятие вопроса-ответа создаёт в изучающем Тору некое психологическое состояние, а потом к нему приходят слова и фразы. Так смысловое единство вопроса и ответа на фоне «тихого озера» замершего мышления проявляет духовные законы и установления, которые изложены в Торе для каждого лично.
Каждый превращается в мудреца, который, находясь в трансцендентальном состоянии, открывает для себя скрытые смыслы. К изучающему приходит понимание некоей реальности, которая раскрывается перед ним в своей сущности.
А теперь — к практике! Замкнём первый и последний вопросы, которые задаются в Торе: Вс-сильный сотворил замкнутую Вселенную!
270. Кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником Твоим?
1. Подлинно ли сказал Б-г: не ешьте ни от какого дерева в саду?
269. Которые ели жир жертв их, пили вино возлияний их?
2. Где ты?
268. Где боги их, твердыня, у которой искали они защиты?
3. …Кто тебе сказал, что ты наг?
267. Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы не продал их защитник их, и Б-г не выдал бы их?
4. …Не от дерева ли, плоды которого я запретил тебе есть, ты поел?
266. Б-гу ли воздаёте вы это, народ подлый и ненужный?
5. …Что это ты натворила?
265. Не потому ли, что нет Вс-сильного моего среди меня, постигли меня беды эти?
6. …Почему тебе стало досадно, и почему поникло лицо твоё?
264. Не за морем она, чтобы сказать: «Кто бы отправился для нас за море, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»
7. …Где hевель, брат твой?
263. Не на небесах она, чтобы сказать: «Кто поднялся бы для нас на небеса, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»
8. …Разве я сторож брату моему?
262. Чем вызван великий гнев этот?
9. …Что ты наделал?
261. И скажут все эти народы: «За что поступил Б-г так с этой страной?»
10. …жёны Лемеха! Внимайте речи моей: разве человека убил я, ранив умышленно, и мальчика, ударив нарочно?
260. Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревья его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое — это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?
11. Что это ты сделал мне?
259. А если скажешь в сердце своём: «Как узнаем мы слово, которого не говорил Б-г?»
12. Почему не сказал мне, что она жена твоя?
258. А теперь, Израиль, чего Б-г, Вс-сильный твой, требует от тебя?
13. Почему говорил ты: она сестра моя, так что я взял её себе в жёны?
257. Народ великий и высокорослый, великанов, о которых ты знаешь и которых ты слышал: кто устоит против великанов?
14. Не вся страна пред тобою?
256. Если скажешь в сердце своём: «Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?»
15. …Что же ты дашь мне?
255. Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «Что это за свидетельство, и установление и законы, которые повелел Б-г, Вс-сильный наш, вам?»
16. …Взгляни-ка на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?
254. Ибо какой человек, услышав голос всесильного Б-га живого, говорящего из огня, как мы, и останется в живых?
17. …Как я узнаю, что буду ею владеть?
253. Но теперь, зачем нам умирать?
18. …Откуда пришла ты, и куда идёшь, hагар?
252. Или пыталось ли божество прийти и взять себе народ из среди народов испытаниями и знамениями, и чудесами, и войною, и рукою мощною, и мышцею простёртою, и страхом великим, как всё, что сделал для вас Б-г, Вс-сильный ваш, в Египте на глазах твоих?
19. …Неужто и здесь я видела Ангела после увиденных мною?
251. И слышал народ голос Вс-сильного, говорящего из огня, — как слышал ты, — и остался жив?
20. …Неужели у столетнего старца кто-то родился?
250. И спроси о временах прежних, что были до тебя, с того дня, когда сотворил Вс-сильный человека на земле и от края неба до края неба — было ли что-либо, подобное этому великому делу, или слыхано ли, подобное этому?
21. …И Сара — неужели она в 90 лет родит?
249. И кто такой народ великий, у которого установления и законы справедливы, как всё это учение, которое я даю вам сегодня?
22. …Где Сара, жена твоя?
248. Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Б-г, Вс-сильный наш, каждый раз, когда мы взываем к нему?
23. …Возможно ли, чтобы, одряхлев, я помолодела?
247. Кто же тот Вс-сильный на небе и на земле, который совершил бы подобное деяниям твоим и свершениям твоим?
24. …Неужели я действительно рожу — я ведь так стара?
246. И в этом деле вы не верите Б-гу, Вс-сильному вашему, который идёт перед вами по пути, чтобы высмотреть вам место для стоянки вашей — в огне ночью, чтобы указывать вам дорогу, по которой вам идти, и в облаке днём!?
25. …Есть ли что-нибудь невозможное для Б-га?
245. Куда подниматься нам?
26. И Б-г сказал: «Утаю ли я от Авраhама, что я делаю?»
244. Как же мне одному носить заботы ваши?
27. …Неужели погубишь и праведного и нечестивого вместе?
243. Зачем склоняете вы сердце сынов Израиля не переходить в страну, которую дал им Б-г?
28. Может быть, есть 50 праведников в этом городе?
242. И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: «Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?»
29. …И не простишь всему этому краю ради 50 праведников, находящихся здесь?
241. Из-за того ли, что нет у него сына?
30. …Неужели судья всей земли не может судить справедливо?
240. Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его?
31. …А вдруг не достанет до 50 праведников пяти — погубишь ли из-за этих пяти весь народ?
239. И произнёс он притчу свою, и сказал: «О, кто останется в живых, когда сделает это Вс-сильный?»
32. …А вдруг найдутся там только сорок?
238. Даже если разорен будет Каин, то долго ли будет Ашур держать тебя в плену?
33. …А вдруг найдётся там лишь 30?
237. Не человек Вс-сильный, чтобы лгать, и не сын человеческий, чтобы передумывать. Неужели скажет он и не сделает, будет говорить и не исполнит?
34. …А вдруг там найдётся лишь 20?
236. И сказал ему Балак: «Что говорил Б-г?»
35. …А вдруг там найдётся лишь 10?
235. И сказал Балак Бильаму: «Что ты сделал со мною?»
36. …Где люди, что пришли к тебе этой ночью?
234. И как гневаться мне, если не гневается Б-г?
37. …Кто ещё у тебя здесь?
233. Как проклинать мне того, кого Вс-сильный не проклинает?
38. Неужели ты и невинный народ тоже губишь?
232. И сказал Бильам Балаку: «Вот пришёл я к тебе теперь. Могу ли я что-нибудь говорить?»
39. …Что ты сделал нам?
231. Неужели я не смогу оказать тебе почести?
40. …Чем согрешил я перед тобой, что ты чуть было не ввёл меня и всё царство моё в страшный грех?
230. И сказал Балак Бильаму: «Ведь я посылал к тебе звать тебя! Почему не шёл ты ко мне?»
41. …Что увидел ты у нас; что поступил так?
229. И сказал ему Ангел Б-га: «За что бил ты ослицу свою уже три раза?»
42. …И сказала: «Кто сказал бы Авраhаму: Сара стала кормить детей?»
228. И сказала ослица Бильаму: «Но ведь я же ослица твоя, на которой ты ездил издавна и до сего дня! Разве было у меня обыкновение так поступать с тобою?»
43. …Что с тобой, hагар?
227. И отверз Б-г уста ослицы и сказала она Бильаму: «Что сделала я тебе, что ты бил меня три раза?»
44. …Зачем здесь эти семь овец, которых ты поставил отдельно?
226. И явился Вс-сильный к Бильаму и сказал: «Кто эти люди у тебя?»
45. …Вот огонь и дрова, а где же ягненок для всесожжения?
225. Чтобы умереть в пустыне?
46. …Земля в 400 шекелей серебра, между мною и тобою — что она?
224. И роптал народ на Вс-сильного и на Моше: «Зачем вывели вы нас из Египта?»
47. …И сказал ему раб: «А если не захочет женщина та идти за мною в эту страну — должен ли я возвратить сына твоего в страну, из которой ты вышел?»
223. Слушайте же, строптивые: не из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?
48. …Чья ты дочь?
222. Чтобы привести нас в это дурное место, лишённое посева и смоковниц, и винограда, и граната?
49. …Скажи, пожалуйста, мне, есть ли в доме отца твоего место, чтобы переночевать?
221. Зачем вывели вы нас из Египта?
50. …И сказал Лаван: «Войди, благословенный Б-гом, зачем ты стоишь снаружи?»
220. Чтобы умереть тут нам и скоту нашему?
51. …Может быть, не пойдёт та женщина со мной?
219. Зачем привели вы собрание Б-га в эту пустыню?
52. …Чья ты дочь?
218. Всякий приближающийся, который приближается к обиталищу Б-га, умирает. Не обречены ли мы все на смерть?
53. …Пойдёшь ли ты с этим человеком?
217. Один человек согрешил, а ты на всё общество гневаешься?
54. … Что там за человек идёт по полю нам навстречу?
216. Неужели глаза тем людям выколешь?
55. …Если так — зачем же я молилась?
215. Ты ещё и властвовать хочешь над нами?
56. …На что мне первородство?
214. Разве мало того, что вывел ты нас из страны, текущей молоком и мёдом, чтобы умертвить нас в пустыне?
57. …Так ведь это жена твоя — как же сказал ты: сестра она мне?
213. Поэтому ты и все сообщники твои собираетесь против Б-га, Аhарон же тут при чём, что вам роптать на него?
58. …Что же ты это сделал нам?
212. И приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви, с тобой, — а вы просите ещё и священнослужение?
59. …Почему вы пришли ко мне?
211. И сказал Моше: «Зачем вы нарушаете веления Б-га?»
60. …Кто ты, сын мой?
210. До каких пор терпеть мне это злое общество, которое подстрекает сынов Израиля роптать на меня?
61. …Ты ли это, сын мой Эйсав?
209. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «До каких пор будет гневить меня этот народ, и до каких пор не поверят они в меня — при всех знамениях, которые я совершил среди него?»
62. …Кто ты?
208. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?
63. …Но кто же он, наловивший добычи, — и принёс мне, и я поел всего, прежде чем ты пришёл, и благословил я его?
207. Чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей?
64. …Не для того ли зовут его Яаков, что он уже дважды меня обхитрил?
206. Зачем Б-г ведёт нас в страну эту, чтобы пали мы от меча?
65. …Неужели не оставил ты для меня благословения?
205. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Если бы отец её плюнул ей в лицо, разве не скрывалась она в стыде семь дней?»
66. …А тебе что же я сделаю, сын мой?
204. Из уст в уста говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и образ Б-га видит он, как же вы не боитесь говорить против раба моего Моше?
67. …Неужели, отец мой, одно только благословение есть у тебя?
203. И сказали: «Разве только с Моше говорил Б-г?»
68. …Зачем мне лишаться вас обоих в один день?
202. И сказал ему Моше: «Не ревнуешь ли ты за меня?»
69. …Надоела мне жизнь из-за дочерей хеттов — если и Яаков возьмет жену из дочерей хеттов, из дочерей народов этой земли, как эти, — к чему мне жизнь?
201. Даже все рыбы морские собраны будут для них, хватит ли этого им?
70. …Братья мои, откуда вы?
200. И даже если мелкий и крупный скот зарезан будет для них, хватит ли этого им?
71. …Знаете ли вы Лавана, сына Нахора?
199. Зачем это мы вышли из Египта?
72. …Здравствует ли он?
198. …Кто накормит нас мясом?
73. …Разве потому, что ты родственник мой, ты служишь мне даром?
197. Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу, когда плачут они передо мной, говоря: «Дай нам мясо, и будем есть?»
74. Скажи мне, какую плату ты хочешь?
196. Разве я носил во чреве весь народ этот, или я родил его, что ты говоришь мне: неси его в лоне твоём, как носит пестун ребёнка, в страну, которую ты поклялся отдать отцам его?
75. …Что это ты мне сделал?
195. И сказал Моше Б-гу: «Зачем сделал ты зло рабу твоему, и отчего не удостоился я милости в глазах твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня?»
76. …Зачем же ты обманул меня?
194. …Кто накормит нас мясом?
77. …Что, разве я тебе вместо Вс-сильного, лишившего тебя способности рожать?
193. А если скажете: «Что же мы будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?»
78. Но та сказала ей: «Мало тебе забрать мужа моего, ещё хочешь забрать и мандрагоры сына моего?»
192. И говорил Аhарон, обращаясь к Моше: «…Если бы я ел грехоочистительную жертву сегодня, было бы это угодно Б-гу?»
79. …Когда же я сделаю что-то и для своего дома?
191. Почему вы не съели эту грехоочистительную жертву на святом месте?
80. …Что же дать тебе?
190. И потому — скажи мне, простишь ли их?
81. …Разве есть ещё доля и наследство в доме отца нашего?
189. И сказал я им: «У кого есть золото?»
82. …Что ты сделал?
188. И сказал Моше Аhарону: «Чем так провинился перед тобой народ этот, что ты ввёл его в страшный грех?»
83. …Для чего убежал ты тайно и меня обманул, ничего не сказав мне?
187. Зачем допускать, чтобы египтяне говорили: на беду он их вывел — чтобы убить их в горах и стереть с лица земли?
84. А теперь: уйти ты ушёл, потому что соскучился, истосковался по дому отца твоего, — но зачем украл богов моих?
186. И стал умолять Моше Б-га, Вс-сильного своего, и сказал: «Зачем, Б-же, гневаться тебе на народ свой, который вывел ты из страны египетской мощью своей великой, дланью могучей?»
85. …В чём моё преступление, в чём грех мой, что ты погнался за мной?
185. Если увидишь, что осёл врага твоего лежит под ношей своею, разве оставишь ты его без помощи?
86. …Вот ты перещупал все вещи мои — а что нашёл ты из вещей дома твоего?
184. Почему ты сидишь один, а весь народ стоит перед тобой с утра до вечера?
87. И повысил голос также и Лаван, и сказал Яакову: «А дочерям моим — что я сейчас им сделаю плохого или их детям, которых они родили?»
183. И увидел тесть Моше всё, что тот делает народу, и сказал: «Что ты делаешь народу?»
88. …Когда встретит тебя Эйсав, брат мой, и спросит тебя: чей ты?
182. И назвал то место «Испытания и раздоры» из-за ссоры сынов Израиля и потому, что искушали они Б-га, говоря: «Есть ли Б-г среди нас или нет?»
89. И куда идёшь?
181. …Зачем ты нас вывел из Египта, чтобы уморить меня, и детей моих, и скот мой жаждой?
90. И для кого этот скот, что пред тобою?
180. И сказал им Моше: «Что вы ссоритесь со мной, для чего вы испытываете Б-га?»
91. И спросил тот его: «Как имя твоё?»
179. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Доколе будете отказываться соблюдать заповеди мои и наставления мои?»
92. Но тот ответил: «К чему это, зачем спрашиваешь о моём имени?»
178. И смотрели сыны Израиля и говорили друг другу: «Что это?»
93. …Кто это у тебя?
177. И сказал Моше: «Когда даёт Б-г вам вечерам мяса в пищу, а утром хлеба досыта, ибо услышал Б-г ропот ваш, который вы поднимаете против него, а мы что? не на нас ропот ваш, а на Б-га!»
94. И спросил Эйсав: «Что это за стан, который я встретил?»
176. Что роптать вам на нас?
95. А Яаков сказал: «Для чего это?»
175. А утром увидите славу Б-га, ибо услышал Он ропот ваш: «А мы — что?»
96. Но те отвечали: «Что, доступной для всех можно сделать нашу сестру?!»
174. И возроптал народ на Моше, говоря: «Что пить будем?»
97. …Неужели ты будешь царствовать над нами?
173. И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Что ты вопиешь ко мне?»
98. …Неужели будешь владеть нами?
172. Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта?
99. …Что это за сон приснился тебе?
171. И сказали они Моше: «Разве могил не достает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне?»
100. …Неужели я, и мать твоя, и братья твои придём поклониться тебе до земли?
170. …Что это мы сделали, отпустив Израиль от служения нам?
101. Что ты ищешь?
169. И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «Что это?»
102. И сказал он: «Братьев моих ищу я, скажи мне, где они пасут?»
168. И скажут вам сыновья ваши: что это за служение у вас?
103. И сказал Йегуда братьям своим: «Что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем его кровь?»
167. И были возвращены Моше и Аhарон к фараону, и он сказал им: «Идите, служите Б-гу, Вс-сильному вашему! Кто и кто пойдёт?»
104. …Мальчика нет, а я куда денусь?
166. Неужели ты ещё не знаешь, что гибнет Египет?
105. …Что дашь ты мне, если войдёшь ко мне?
165. И сказали слуги фараона ему: «Доколе будет это всё для нас помехой?»
106. И он сказал: «Какой залог мне дать тебе?»
164. И пришёл Моше с Аhароном к фараону и сказали они ему: «Так сказал Б-г, Вс-сильный Б-г евреев: доколе ты будешь отказываться смириться передо мною?»
107. …Где блудница, что сидела у перекрёстка у дороги?
163. …Вот принесем мы жертву, отвратительную для египтян, на глазах у них — не побьют ли они нас камнями?
108. …Что это ты прорвался напролом?
162. И сказал Моше пред Б-гом: «Ведь я косноязычен, как же послушает меня фараон?»
109. …Как же я сделаю это великое зло и согрешу перед Вс-сильным?
161. И говорил Моше пред Б-гом, сказав: «Вот, сыны Израиля не стали слушать меня — как же фараон будет слушать меня, я ведь косноязычен?»
110. …Отчего у вас сегодня печальные лица?
160. И вернулся Моше к Б-гу и сказал: «Г-дь! Зачем сделал ты зло этому народу, зачем ты меня послал?»
111. И сказал фараон придворным своим: «Найдём ли мы человека, подобного этому, в котором дух Вс-сильного?»
159. …Почему ты так поступаешь с рабами твоими?
112. …Зачем выделяетесь?
158. И избивали надсмотрщиков над сынами Израиля угнетатели, которых поставил над ними фараон, говоря: «Почему вы не сделали, как прежде, положенного числа кирпичей — ни вчера, ни сегодня?»
113. …Откуда вы пришли?
157. И сказал им царь Египта: «Зачем вы, Моше и Аарон, отвлекаете народ от работы его?»
114. …С вами ли правда?
156. И сказал фараон: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался его и отпустил Израиль?»
115. …Что это Вс-сильный делает с нами?
155. И ответил ему Б-г: «Кто дал уста человеку, и кто делает его немым, или глухим, или зрячим, или слепым — не я ли Б-г?»
116. И сказал Исраэль: «Зачем вы навлекли на меня зло, сказав этому человеку, что есть у вас ещё брат?»
154. И сказал ему Б-г: «Что это у тебя в руке?»
117. …Жив ли ещё ваш отец?
153. Что я тогда скажу им?
118. Есть ли у вас брат?
152. И сказал Моше Вс-сильному: «Вот приду я к сынам Израиля и скажу им: Вс-сильный Б-г ваших отцов послал меня к вам, а они спросят меня: как его имя?»
119. И спросил их: «Здоровы ли вы, здоров ли отец ваш, о котором вы говорили?»
151. И сказал Моше Вс-сильному: «Кто я такой, чтобы идти к фараону и чтобы вывести сынов Израиля из Египта?»
120. Жив ли он ещё?
150. И сказал Моше: «Поверну туда, посмотрю на это великое диво: отчего не сгорает этот куст?»
121. Это ли брат ваш меньший, о котором вы говорили мне?
149. Что же вы оставили этого человека?
122. …Почему вы заплатили злом за добро?
148. И сказал он своим дочерям: «А где же он?»
123. И они сказали ему: «Почему господин говорит такие вещи?»
147. И пришли они к Реуэлю, отцу своему, и спросил он: «Отчего вы так скоро пришли сегодня?»
124. …Как же мы будем красть из дома господина твоего серебро или золото?
146. Или ты помышляешь убить меня, как убил египтянина?
125. И сказал им Йосеф: «Что за поступок вы совершили?»
145. А тот ответил: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?»
126. Разве вы не знаете, что непременно угадает такой человек, как я?
144. …Зачем тебе бить ближнего своего?
127. И сказал Йегуда: «Что сказать господину моему?»
143. …Не сходить ли, позвать тебе кормилицу — еврейку, чтобы выкормила тебе этого младенца?
128. Что говорить нам?
142. …Почему вы делаете это: почему вы помогаете детям остаться в живых?
129. И чем оправдываться?
141. И сказал им Йосеф: «Не бойтесь! Разве я вместо Вс-сильного?»
130. …Господин мой спрашивал рабов своих, говоря, есть ли у вас отец или брат?
140. Йегуда — львёнок. От растерзания ты, мой сын, отказался. Преклонился он, лёг как молодой лев, кто потревожит его?
131. …Ибо как взойду я к отцу моему, когда отрока нет со мной?
139. И увидел Исраэль сыновей Йосефа и сказал: «Кто это?»
132. Разве видеть мне бедствие, которое постигнет отца моего?
138. …Неужели погибнуть на глазах твоих и нам, и земле нашей?
133. И сказал Йосеф братьям своим: «Я Йосеф, жив ли ещё отец мой?»
137. …И пришли все египтяне к Йосефу, говоря: «Дай нам хлеба, неужели нам умереть перед тобой, если вышло серебро?»
134. И будет, если позовёт вас фараон и скажет: какие занятия ваши?
136. И сказал фараон Яакову: «Сколько лет жизни твоей?»
135. И сказал фараон братьям его: «Какое ваше занятие?»
Почему евреи отвечают на вопрос вопросом? Обычно говорят: когда нет ответа или ответ затруднителен.
Согласно Талмуду, считается достойным ответить на вопрос мудрым вопросом, который подтолкнёт спрашивающего к самостоятельным поискам правильного ответа.
Но при этом всё не так просто.
Содержание вопроса и ответа на него, выраженного вопросом, сливается в гармоничный тандем. Используя этот тандем как объект медитации, человек, изучающий Тору, приобретает особое трансперсональное переживание. Известен способ произнесения слов Торы, описанный хасидскими мудрецами.
Мартин Бубер в книге «Десять ступеней» приводит хасидское высказывание: «Я научу лучшему способу произнесения слов Торы. Вы должны перестать осознавать себя. Вы должны превратиться в ухо, которое слушает то, что мир слова постоянно произносит внутри вас. В тот момент, когда вы начинаете слушать самого себя, надо остановиться».
Существует много техник, которые помогают «перестать осознавать себя». Иными словами, позволяющих достичь безмолвия разума. Казалось бы, что может быть проще? Закрыл глаза, заткнул уши и установил спокойствие ума, то есть уже ни о чём не думаешь. Однако, на самом деле, всё происходит далеко не так.
Как говорят восточные мудрецы: если способность думать — чудесный дар, то способность не думать — дар более великий. Безусловно, можно проделать все перечисленные действия, но вместо ожидаемой остановки ума вы столкнётесь с хаотичным вихрем мыслей, которые набрасываются на вас. Какое уж тут спокойствие?! Ментальные волны захлёстывают, и, кажется, ваше стремление к безмолвию ума уничтожится в этом неконтролируемом потоке…
Но не отчаивайтесь: каждый может найти только ему одному присущий способ установить безмолвие. Нужно только помнить, что разбушевавшуюся стихию не остановить уговорами и другими прямыми методами. Интеллект в этом случае бессилен. Наоборот, требуется отказаться от его услуг. Можно выбрать для себя любой из многочисленных способов успокоения.
Для начала рекомендую сосредоточиться на главной цели — достижение общения с Б-гом. Ведь истинный смысл исходит только от Него. Погружение в безмолвие — необходимое условие такого контакта. Безудержное стремление к цели — есть действующий пропуск к уровням восприятия, с которых начинается расширение сознания.
Принимая это стремление за основу, ищущий обеспечивает себе защиту от потока «дурных» мыслей, от агрессивных добрых намерений, короче говоря, от всего того, что скрывается в нас, прикрытое воспитанием и продуктами культуры. После того, как вы обеспечите себе таким образом защиту, воспользуйтесь любым, только вам присущим способом успокоения разума. Каждый должен найти свой путь. При этом необходимо понять: внутреннее безмолвие — естественное состояние восприятия человеком окружающего мира или миров. В момент достижения адептом безмолвия в нём раскрываются возможности, соответствующие тому уровню сознания, на котором он находится во время проведения опыта. Основной практический метод при этом — медитация. Предлагаю несколько способов медитации, при помощи которых возможно достижение успокоения ума.
Итак, вы находитесь в потоке обрушившихся на вас мыслей. Созерцайте его, как бы со стороны, спокойно и никак не реагируя. Затем медленно, отрешённо, отстраняйтесь от потока, удаляйтесь, и постепенно вы перестанете слышать его шум.
Возможно использование любого образа, который по сути своей ассоциируется с понятием «бесконечность». Это могут быть просторы космоса, океана, горные вершины… Вы сливаетесь с беспредельностью и, растворённый, теряете ощущение внешнего и внутреннего: всё едино. Умиротворённый покой поглощает вас.
Главное, не торопитесь и не отчаивайтесь. Каждый найдёт свой путь достижения безмолвия и в награду получит совершенно иной способ взаимодействия со Вселенной.
Когда вы погружены в безмолвие, к вам приходят истинные слова, раскрываются подлинные смыслы, с вами говорят ОТТУДА.
Вчувствование, вхождение в поток видения и понимания скрытых смыслов порождает проявление последних в виде божественных откровений. Приходящие фразы и есть заметки на полях.
Вопрос 1
Змей же был хитрее всех земных животных, созданных Б-гом Вс-сильным; и сказал он женщине: «…хотя и сказал Вс-сильный: не ешьте плодов от всех деревьев сада?!»
Ответ вопросом
Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ, спасаемый Б-гом, щитом и помощником твоим?
Заметка на полях
Соблюдай и спасён будешь. И это подлинно, ибо сказал Б-г.
Вопрос 2
И позвал Вс-сильный человека и сказал ему: «Где ты?»
Ответ вопросом
Которые ели жир жертв их, пили вино возлияний их?
Заметка на полях
Не бойся говорить правду даже под угрозой собственного уничтожения.
Вопрос 3
И сказал Б-г Вс-сильный: «Кто тебе сказал, что ты наг?»
Ответ вопросом
И скажет он: где боги их, твердыня, у которой искали они защиты?
Заметка на полях
Познание не строится на иллюзиях.
Вопрос 4
Не от дерева ли, плоды которого я запретил тебе есть, ты поел?
Ответ вопросом
Как бы мог один преследовать тысячу, а двое обратить в бегство десять тысяч, если бы не продал их защитник их, и Б-г не выдал бы их?
Заметка на полях
Покаявшийся человек совершает невозможное для сил человеческих.
Вопрос 5
И сказал Б-г Вс-сильный женщине: «Что это ты натворила?»
Ответ вопросом
Б-гу ли воздаёте вы это, народ подлый и неумный?
Заметка на полях
Если не думать о Г-де во время любых поступков своих, то греховное творишь.
Вопрос 6
И сказал Б-г Каину: «Почему тебе стало досадно, и почему поникло лицо твоё?»
Ответ вопросом
И возгорится гнев мой на него в тот день, и оставлю я их, и сокрою лик мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Вс-сильного моего среди меня, постигли меня беды эти?»
Заметка на полях
Если Г-дь не присутствует в человеке, если Он покинул его — беда настигнет человека.
Вопрос 7
И сказал Б-г Каину: «Где hевель, брат твой?»
Ответ вопросом
Не за морем она, чтобы сказать: «Кто бы отправился для нас за море, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»
Заметка на полях
Правду не нужно искать, она внутри каждого. Надо только иметь мужество жить «по правде».
Вопрос 8
А тот ответил «Разве я сторож брату моему?»
Ответ вопросом
Не на небесах она, чтобы сказать: «Кто поднялся бы для нас на небеса, и принёс бы её нам, и возвестил бы её нам, чтобы мы исполняли её?»
Заметка на полях
Стремись в высшему, единому, которое рядом, преодолевая привязанность к земному. Только так, став вровень с небом и землёй, обретёшь свободу.
Вопрос 9
И сказал Б-г: «Что ты наделал?!»
Ответ вопросом
Чем вызван великий гнев этот?
Заметка на полях
Ни один поступок не должен вызывать всплеск эмоций.
Вопрос 10
И сказал Лемех жёнам своим: «Жёны Лемеха! Внимайте речи моей: разве человека убил я, ранив умышленно, и мальчика, ударив нарочно?»
Ответ вопросом
И скажут все эти народы: «За что поступил Б-г так с этой страной?»
Заметка на полях
Случай закономерен. Ничего не происходит случайно.
Вопрос 11
И воззвал фараон Аврама и сказал ему: «Что это ты сделал мне?»
Ответ вопросом
Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое — это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?
Заметка на полях
Тот, кто не может защититься, да не тронут будет.
Вопрос 12
Почему не сказал мне, что она жена твоя?
Ответ вопросом
А если скажешь в сердце своём: «Как узнаем мы слово, которого не говорил Б-г?»
Заметка на полях
Научись обнаруживать (распознавать) обман, иначе погрязнешь в грехе.
Вопрос 13
Почему говорил ты: она сестра моя, так, что я взял её себе в жёны?
Ответ вопросом
А теперь, Израиль, чего Б-г, Вс-сильный твой, требует от тебя?
Заметка на полях
За подготовленный обман готовься заплатить самой высокой ценой.
Вопрос 14
Не вся страна перед тобою?
Ответ вопросом
Народ великий и высокорослый, великанов, о которых ты знаешь и о которых ты слышал: кто устоит против великанов?
Заметка на полях
Сомневайся в увиденном и услышанном.
Вопрос 15
И сказал Аврам: «Г-дь Б-г! что же ты дашь мне?»
Ответ вопросом
Если скажешь в сердце своём: «Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?»
Заметка на полях
Чтобы достигать побед, надо знать приёмы борьбы и всей душой в эти победы верить.
Вопрос 16
И вывел его наружу, и сказал: «Взгляни-ка на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?»
Ответ вопросом
Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: «Что это за свидетельства, и установления и законы, которые повелел Б-г, Вс-сильный наш, вам?»
Заметка на полях
Бесконечность становится твоим продолжением, если ты выполняешь законы, по которым она существует.
Вопрос 17
Но Аврам сказал: «Г-дь Б-г! Как я узнаю, что буду ею владеть?»
Ответ вопросом
Ибо какой человек, услышав голос Вс-сильного Б-га живого, говорящего из огня, как мы, и останется в живых?
Заметка на полях
Чтобы узнать, что самое сокровенное желание выполнится, нужно очиститься, услышать и поверить. Иначе ничего не произойдёт, потому что некому будет эти желания воспринимать.
Вопрос 18
И сказал Он: «Гагар, служанка Сарай! Откуда пришла ты, и куда ты идёшь?»
Ответ вопросом
Но теперь, зачем нам умирать?
Заметка на полях
Двигаясь по Пути, можно избежать смерти.
Вопрос 19
И назвала она Б-га, говорившего с ней именем: «Ты — Б-г Всевидящий», ибо сказала себе: «Неужто и здесь я видела ангела после увиденных мною?»
Ответ вопросом
Или пыталось ли божество прийти и взять себе народ из среды народов испытаниями, знамениями, и чудесами, и войною, и рукою мощною, и мышцею простёртою, и страхом великим, как всё, что сделал для вас Б-г, Вс-сильный ваш, в Египте на глазах твоих?
Заметка на полях
Людей направляют (тянут) к Свету. Они видят, как это происходит, и… не верят.
Продолжение следует