top of page

Букинист

Freckes
Freckes

Евгений Трещев

«А настоящее не с нами: свеча над вечностью горит…»

О книге Валерия Кулешова «Зов ветра»

Из печати в издательстве «Аквариус» вышла новая книга члена Союза писателей России Валерия Владимировича Кулешова под названием «Зов ветра», в которую вошли поэтические и прозаические произведения автора.



            Представленные в книге рассказы (высказы) — его первый опыт в прозе. В них свет перемешивается с тьмой, радость с болью, печаль с грустью. И вот как со слов самого автора это начиналось:

            «Прошив пространство, в иное время окунулся он. И далёкая жизнь приблизилась, оборачиваясь в настоящую. Он вошёл в неё, и она пришла в движение, зазвучала, брызнув красками. Как бы сама собой стремительно обретала она при этом словесную плоть, делалась выпуклой, осязаемой, и в то же время — прозрачной, сквозной… Такой, что он уже мог выразить её, казалось, в самом её естестве.

            На мгновение отпрянув от открывшегося, он решил было подняться, чтобы удержать, закрепить и эту жизнь, и себя в ней. Но вдруг отчётливо понял: нет, такое — уже никуда не уйдёт. И, улыбаясь, уснул.

            Утром, за один присест записав всё так же ясно звучавшее в нём и вглядевшись в то, что впитал в себя этот невесомый по сути листок бумаги, он без особого удивления признался себе: “А ведь что-то тут есть…” И вдруг, по достоинству оценив свой первый опыт в прозе, испугался: “Это что же теперь: прощайте, стихи?!.”»

            И весь день, весь день, эта пугающая мысли не отпускала его. Как дальше без них, он — проживший едва ли не все свои семьдесят в их стихии — себе не представлял.

            А уже ночью, почти в то же самое время, что и накануне, резко проснулся. И тут уж хочешь не хочешь — пришлось вставать.

            Стихотворение, записанное его рукой, начиналось так: «Я прошёл по земле…»

            Но другое продолжало держать его. Приняв произошедшее как откровение, он силился уяснить себе: какого всё же роду-племени его «Батальоны…». Рассказ? Ну уж нет. Этим понятием написанное никак для него не определялось. Новелла? Эссе? Очерк, наконец?.. Нет, и ещё раз нет.

            «Рассказ, рассказ… рассказывать… пересказывать… выска… Стоп! Высказ…» И — к Далю. К Владимиру Ивановичу — за советом. И тот, как всегда, не подвёл. Ну конечно же — высказ! В смысле — высказать, сказать всё, что знаешь, что на душе…

            «Как точно… как же хорошо… Этим и успокоился» (В. В. Кулешов).

            В книге «Зов ветра» опубликовано шестнадцать высказов: «Штрафные батальоны», «Высказ», «Начало и конец», «Ступени», «Высокие вишни», «Человек человеку», «Карябачка», «Крест», «Четыре жизни», «Один на ноль», «Обещание счастья», «Рублик», «Возвращение имени», «Гуси-лебеди», «Весточка», «Выбор».

            Их сюжеты, как правило, очень интересны и увлекательны. В них богатый и образный «поэтический» язык, лёгкий стиль повествования. Они наполнены эмоциями, чувствами, переживаниями. Это осмысленный в слове духовный мир писателя. Читаются высказы на одном дыхании.

            В высказе «Гуси-лебеди» заложена крепкая интрига. Автор сумел передать все тонкости настроения и ощущения героя. Вымысел и действительность здесь так плотно переплелись, что отличить одно от другого очень сложно.

            В фольклоре любого народа есть подобные легенды о встречах с различными мистическими явлениями.

            Иногда очень трудно найти в них границу между вымыслом и реальностью. Даже если это вымысел, то он кажется вполне правдоподобным.

            Валерий Владимирович мастерски соединяет воедино реальность и необъяснимые действия потусторонних сил. Сюжет держит внимание читателя и позволяет испытать силу самых противоречивых ощущений.

            Герой этого высказа приехал из другой области на кладбище, чтобы поклониться могилам своих близких. Полдня пролетели быстро, он даже не заметил, как… Вышел в поле.

            «И тут — как гром среди ясного неба — крик над головой. Будто крик с Небес! Споткнувшись, да так, что чуть не упал, он вскинул голову вверх. Гуси! Стая диких гусей, незнаемо откуда взявшаяся, кружила над ним. И тут же, будто заметив его движение, приняв его как готовность на отклик, одна из небесных птиц, оторвавшись от собратьев, устремилась к нему. И замер он, не помышляя ни отпрянуть, ни руками закрыться. А гусь, не долетев какой-то десяток метров, круто взмыл в небо — туда, к своим. Унося с собой выплеснувшуюся в воздух тревогу, обещая взамен умиротворение и безмятежность».

            Но герой пока не осознавал этого.

            «Наоборот: тот, пронзивший его, морозный испуг жаром растекался по всему телу, гнал прочь, путая мысли, сбивая все чувства — в одно. И было имя ему — страх…»

            Как выразительно написано. Цепляет за душу. Здесь целый мир человеческих переживаний, в которых звучат вечные вопросы.

            А год назад я рассказал Валерию Владимировичу один эпизод, подмеченный мною на улице города. Он позже переработал его и получился изумительно трогательный рассказ «Четыре жизни».

            В высказах «Карябачка», «Высокие вишни», «Человек — человеку», «Один на ноль», «Обещание счастья», «Рублик», «Возвращение имени», «Весточка», «Выбор» описываемые события взяты из жизни и связаны с судьбами известных автору людей или произошли непосредственно с ним.

            В «Карябачке» Валерий Владимирович вспоминает хлеб своего послевоенного детства, испеченный в русской печи его бабушкой:

            «Всякий он перепробовал, да только лучше своего — не было. И не потому, что бабушкин, а потому — что правда. Вроде и мука одна и та же — ржаная, и печки одни и те же — русские, а поди ж ты… Всё так, а хлеб — разный.

            Вкуснее всего, конечно, горбушка. Особенно когда из неё повыковыриваешь мякиш, оставив лодочкой одну корку — сладко-коричневую, ласково-гладкую, всегда почему-то тёплую на ощупь. А уж если горбушка от лопнувшего в печи каравая — та самая карябачка!.. Тут уж — слов нет. Кому доводилось едать такое — тот и без того знает, а кто не пробовал — тому не объяснишь. Бесполезно.

            Нету теперь того хлеба. И вряд ли он когда здесь будет».

            А ведь, заметьте, что у Кулешова хлеб (карябачка) описан так смачно, что хочется самому отломить кусочек от этого каравая и положить его в рот, вспоминая свои далёкие- далёкие детские годы и деревню Нижнее Карлово в Орловской области, где я часто гостил у тёток в летнее время.

            Валерий Владимирович умеет тонко чувствовать другого человека, что нашло отражение в высказах «Крест» и «Человек — человеку». Автор показывает в них, что окружающие люди уникальны и требуется проявлять великое сострадание и гуманность в отношениях.

            В них свет и тьма — две стороны одной медали. У каждой из сторон своя роль. Тьма не может быть без света, и наоборот. Во всём важен баланс.

            Каждый из нас несёт свой урок в этом мире. Мы творим свет и тьму из мыслей и чувств. Нужно только помнить свою божественную суть и верить в себя.

            Я неоднократно слышал, что собственный поэтический мир для В. В. Кулешова является убежищем и источником, в котором он черпает силы:

            «Все, что могу. За душою — лишь слово. Знайте, родня и друзья: можно и жизнь положить за другого, прожить за него нельзя».

            Творчество — смысл жизни этого человека, не писать он попросту не может:

            «Услышу ветер — вспомню песню, что мне завещано сложить. И обожгусь нежданной вестью, и жить захочется, и жить…»

            Думается кредо В. Кулешова запечатлено в стихотворении:

            «Из точки вышли все пути, а в точку по судьбе нам суждено один пройти путь: от себя — к себе…»

            Ярче всего представление о творчестве поэта дают сами его стихи. В них он старается заглянуть за грань реальности и открывает читателю удивительное по силе изображения метафизическое пространство, где «земное» контрастирует с ощущением «высшего смысла»:

            «В зыбких сокрыта знаках вечная тайна души. Если во сне — не плакал, и наяву не жил».

            «…а настоящее — не с нами: свеча над вечностью горит… Душа — она времён не знает, которые сама творит. Но вечность — каждую отметит. И вздрогнешь, так и не узнав, ту искру, что мелькает в этих, судьбой завязанных узлах».

            Как мне кажется, одними из самых сильных у В. В. Кулешова стихотворений, вошедших в сборник «Зов ветра», являются: «Услышу ветер — и заплачу», «Кладу я на ветер имя», «…а настоящее — не с нами», «Шаткая почва толкает выше», «Взгляд», «Будем жить, если живы», «Не разобрать: где явь, где сон…», «И тяжесть земли за плечами», «Час короток, пространство глухо», «Имя», «Разворошив воспоминанья», «Судьба», «Признание», «Поле жизни», «Голос» и др.

            Каждое стихотворение он пропускает через себя, поэтому строфы пропитаны его мироощущением. Не шаблонность самосознания определяет направление и особенности его творчества. У поэта особый почерк, особый строй художественных приёмов. Его стихи — это поиск корней, сути происходящего вокруг него:

            «По краю земного причала идём, разрывая сердца: приходим, не помня начала, уходим — не зная конца…»

            Он одновременно сложен и прост, элитарен и доступен.

            «…Когда и просвета не чаю, явь выводя из снов, вдруг вспыхивает звучанье в душе оживающих слов. Не зная, что это — свыше, но, весь обратившись в слух, внимаю, как рядом дышит живое творящий Дух. И, целого будучи частью, идя от корней одних, смиренно приму причастье, дыханье Его продлив…»

            «Валерий Кулешов смотрит на мир как бы снизу вверх, чуть-чуть искоса. Это глаза раздумий. Вот почему детали в его стихах укрупнены, как бы поднесены близко к глазам… Он обращён в поиск. Но этот поиск — внутренний», — утверждал известный поэт Владимир Цыбин.

            Стихи Кулешова нередко хранят в себе скрытые символы, помогающие почувствовать их особенность и раскрывающие новые грани лирического образа:

            «Вложил я в песнь смысл один, а вот извлёк другой».

            Они оригинальны, таят в себе глубинный смысл. Автор просто видит мир по-другому, чем многие, и стремится сказать читателю свежее слово:

            «Даже прошив пространство, суть — подведя итог, здесь навсегда останется строчки моих следов…»

            Он обладает способностью передавать читателю в доступной форме свои эмоции. Мы видим в его стихах необычное сплетение словосочетаний, образов, рифм, аллитераций. Многие его поэтические ассоциации необычны:

            «Путь поперёк кладу. Споря с судьбой, встречу тебя одну, или себя с тобой…»

            Неисповедимы пути творчества!

            Довольно часто неординарные взгляды Кулешова на жизнь, на отношения между людьми, на природу при беглом прочтении кажутся странными, не совсем понятными:

            «Эта песнь — не моя, отголосок чудного, всё более внятного зова, но её — мне пропеть суждено, я не знаю, откуда скупое, корявое слово, и за что мне досталось оно. Я нашёл это слово, сложил его в странную песню, я искал его, душу при этом спалив… Встречный поиск, и он оправдывается, если эта песня меня вдруг признает — своим» («Эта песнь — не моя…»).

            Валерий Владимирович Кулешов — человек яркой индивидуальности, писатель интересный и одновременно сложный.

            Родился в 1949 году в деревне Палёнка Становлянского района Липецкой области. Учился в Московском энергетическом институте и Липецком филиале Московского института стали и сплавов, служил в Советской армии. В 1987 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького.

           

            Публиковаться начал в 1969 году. Первые публикации — в газетах «Молодёжь Якутии» (г. Якутск) и «Липецкое знамя» (г. Липецк). Стихи публиковались в журналах «Молодая гвардия», «Юность», «Приокские зори» (г. Тула), «Петровский мост» (г. Липецк), «Вторник» (Москва), альманахах «Иван-озеро», «Тула», в антологии «Поэты Щёкинской земли», в сборнике «Белые строки».

            Член Союза писателей России. Член Союза журналистов России. Автор десяти книг, в том числе: «Память чувств. Избранное», «Зёрна боли», «Мера времён», «Плоть песни», «Корни слова» и др. Он является лауреатом и дипломантом литературных премий и конкурсов.

            Как мы видим, он уже давно достиг зрелой оригинальности поэтической мысли. Свидетельством нового, более высокого уровня развития поэта и является книга «Зов ветра». Она будоражит, не даёт спокойно закрыть её и забыть!

            «Сдвигая сроки, жизнь итожа, в самозабвении своём осознаём светлей и строже, уверенней осознаём: на части белый свет не делим, суть — в сочетании простом, где вместе — горечь обретений и расставания восторг» («Восемь строк»).

            «Боже, заботу — самую важную — дай донести за остаток лет. Я и живу, покуда выхаживаю в слове посеянный свет» («Молитва»).

fon.jpg
Комментарии
Les commentaires n'ont pas pu être chargés.
Il semble qu'un problème technique est survenu. Veuillez essayer de vous reconnecter ou d'actualiser la page.
Баннер мини в СМИ!_Литагентство Рубановой
антология лого
серия ЛБ НР Дольке Вита
Скачать плейлист
bottom of page