2017-й, чуть позже и несколько раньше…
Кстати, и наш календарный чукфестовский 2017 год начался с того, что я дал большое интервью на радио «Медиаметрикс».
Где довольно много места уделил фестивальным достижениям, проблемам и перспективам.
Это было в феврале.
А в марте по приглашению «Гайдаровки» (вернее, Татьяны Рудишиной) выступил в «Манеже».
На Московском культурном форуме.
С подробным сообщением о фестивале и премии Чуковского.
Ну а в апреле воскресным цедээльским деньрожденным праздником открылся наш одиннадцатый (едва ли курортный) сезон…
Воскресный праздник
Апрельский воскресный дневной читательский праздник «День рожденья Дедушки Корнея» — вот уже восьмой год подряд проходит в Центральном Доме литераторов, торжественно открывая собой календарь Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.
На этот раз «День рожденья Дедушки…» был проведён 9 апреля.
Как всегда — фактическое начало действа состоялось примерно за час до официального.
Это добрый доктор Айболит и персонажи сказок патриарха отечественной детской поэзии — артисты-аниматоры семейно-молодёжного театра «Игра» — появились в нижнем фойе ЦДЛ и принялись профессионально вовлекать в свои интерактивные словесно-подвижные игры малышей и ребят постарше.
Здесь же, в то же самое время, развернуло торговлю книгами участников Фестиваля издательство «Октопус», и заработал очень оригинальный мастер-класс по изготовлению пряников под руководством Алёны Алёшиной из пряничной студии «МеЛиНи» — сладкого спонсора Чукфеста.
Чуть позже подоспел черёд другого мастер-класса — посвящённого героям сказочных произведений Корнея Чуковского; его дали всем желающим сотрудники библиотеки № 141 Южного административного округа (заведующий Александр Полторак).
Через полчаса нижнее фойе было уже переполнено.
Точно так же, как и Малый зал ЦДЛ, где ровно в 14.00 взял старт одиннадцатый Московский фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.
Ведущим программы — традиционно — выступил председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, которому на первых порах помогал неутомимый доктор Айболит и его многочисленная команда…
Сергей Белорусец поздравил всех присутствующих со 135-летием со дня рождения Всесоюзного и Всероссийского Дедушки, столетием со дня опубликования его первой стихотворной сказки «Крокодил» и десятилетием самого Чукфеста.
Сергей Белорусец представил публике находящихся в зале — директора Фестиваля Ольгу Радзивилл, сотрудника мемориального Дома-музея К. Ч. в Переделкине Владимира Спектора, прозаика Анну Радзивилл, поэтов лауреатов Премии имени Корнея Чуковского разных лет Виктора Лунина и Льва Яковлева. которые десять лет назад стояли — рядом с Белорусцем — у истоков первого Фестиваля и принимали в нём деятельное участие.
Своё вступительное слово Белорусец завершил информацией о том, что основной темой Фестиваля-2017 явится радостное круглогодичное празднование трёх вышеупомянутых дат, а читательский праздник будет, в основном, посвящён презентациям новых книг и прочих публикаций участников нынешнего «Дня рожденья Дедушки…».
Далее был показан художественно-документальный фильм о Фестивале-2016 (режиссёр и оператор Владимир Спектор, ассистент режиссёра и оператора Татьяна Князева).
После чего Белорусец пригласил к микрофону финалиста Премии «Новая детская книга — 2015» издательства «Росмэн» прозаика Михаила Зайцева, который представил две написанные в соавторстве с Сергеем Белорусцем книги: «Дом для Гвина» (книга совсем недавно вышла в серии «Смешные истории» издательства «Аквилегия-М») и «Мальчик Шерлок Холмс. Истории о детстве знаменитого сыщика» (книга выйдет — буквально — днями, а пока — макет сборника рассказов и шарад (посредством флешки) был любезно предоставлен главным редактором выпускающего этот детский детектив издательства «Октопус» Верой Байдак).
Михаил Зайцев отметил очень удачные иллюстрации Анны Гошко, в чём зрители смогли убедиться, взглянув на экран…
Очередным выступавшим оказался Лев Яковлев, который последнее десятилетие активно занимается тем, что пишет всяческие либретто для мюзиклов. Причём эти мюзиклы востребованы и успешно идут во многих российских театрах. В частности, в столичном музыкальном театре имени Наталии Сац, куда Лев Яковлев и пригласил присутствующих в зале на апрельский спектакль по его пьесе.
А ещё Лев Яковлев прочитал собственный юмористический стихотворный цикл о цирке.
Бард Сергей Светлов совместно с группой «Маэстро» (Лиза Катковская и Стася Кучинова) ознаменовали свой первый выход к микрофону исполнением двух песен на стихи Корнея Чуковского.
Лауреат конкурса имени Сергея Михалкова и премии имени Петра Ершова Наталия Волкова провела краткую презентацию нескольких разножанровых книг собственного сочинения, в том числе в соавторстве с мужем, Василием Волковым, и подругой, Анной Игнатовой. После чего прочитала некоторое количество изящных стихотворений.
Гостья из Санкт-Петербурга — поэт и прозаик Анна Игнатова — отдала исключительное предпочтение стихам — игровым и сюжетным.
А поэт и прозаик Елена Ярышевская поведала о только что вышедшем в издательстве «Эксмо» 192-страничном авторском детективе и представила на суд публики свои новые стихи, опубликованные в мартовском номере журнала «Мурзилка».
Следом зал с удовольствием прослушал ещё две песни в исполнении Сергея Светлова и группы «Маэстро».
Питерский прозаик лауреат конкурса «Мастер короткого рассказа» имени Василия Шукшина Анна Радзивилл прочитала (практически наизусть!) чудесный (во всех смыслах!) крохотный рассказ под названием «Доля моя, Доля…» из очень цельной новёхонькой одноимённой книжки.
Лауреат Премии имени Корнея Чуковского — 2014 и новоиспечённый лауреат премии Президента России ярославна Анастасия Орлова презентовала сразу целый ряд собственных книжек. Предвосхитив выход в свет некоторых из них… Без чтения стихов здесь предсказуемо не обошлось, чему все остались очень рады!
Дебютант Чукфеста, далеко не самый юный прозаик Михаил Умнов, представил (пятиминутным чтением) толстенный том — роман-сказку «Остров диких котов».
Сергей Светлов и группа «Маэстро», в третий раз выйдя к микрофону, на этот раз ограничились одной песней — про кораблики.
Ведущий представления Сергей Белорусец наградил памятным подарком (авторским сборником «Пальцем в небо!..») четвероклассницу Алёну Самошину — победительницу конкурса чтецов, организованного Фондом «РАДА» совместно со школой № 870 и Централизованной библиотечной системой Южного административного округа — библиотеками № 141 (заведующий Александр Полторак) и № 139 (заведующая Татьяна Сутурина).
Известный взрослый автор — поэт и прозаик Татьяна Риздвенко выступила в паре с дочерью Ариной. Сначала Арина прочитала два маминых афористичных стихотворения на русском, а потом Татьяна ещё одно своё — на псевдояпонском…
Прозаик лауреат премии имени Петра Ершова Сания Шавалиева предложила ребятам отгадать две загадки: что у неё находится в волшебной сумке? И — костюм какого животного ей прислали по каталогу? Сумка стояла на столе ведущего, а костюм Сания надела на себя при всём честном народе…
В конце концов, обе загадки были благополучно разрешены — и удачливые отгадчики получили от ещё одной дебютантки Фестиваля по экземпляру двух разных её детских книжек…
Завершающий выход к микрофону Сергея Светлова и группы «Маэстро» заключил музыкальную часть концертной программы.
Сергей Белорусец подвёл итог всем презентациям дня, представив три первых тома серии «Библиотека Михаила Яснова» (от издательства Clever), а также пригласил всех на ближайший этап Фестиваля — традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!», который состоится в Переделкине на территории мемориального Дома-музея Корнея Чуковского 21 мая в полдень…
Все выступившие на мероприятии получили красивые и вкусные спонсорские пряники от пряничной студии «МеЛиНи» (Алёна Алёшина и Сергей Куренёв) с эмблемой Фестиваля Чуковского — их раздачей полноправно ведала директор Чукфеста Ольга Радзивилл…
Праздник прошёл при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, акционерного общества «ГПЗ-2» (генеральный директор Владимир Терещенко), группы строительных компаний «Наносфера» (президент Александр Чистяков).
Телесюжет о празднике был показан по каналу «ТВ Центр».
Анонсы и отчёты о «Дне рожденья Дедушки Корнея» были размещены во множестве СМИ — как бумажных, так и электронных.
Видеосъёмка производилась Владимиром Спектором и Татьяной Князевой.
Фотосъёмка — координатором программ Фестиваля и ведущим официального сайта Чукфеста Арсением Белорусцем.
Майский традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!» в рамках одиннадцатого фестиваля не заставил себя долго ждать.
И — состоялся.
Вовремя.
Поскольку должен был состояться.
При любой погоде.
На фоне всегда прекрасной переделкинской природы…
Природодень, или Экологически чистые игры под открытым небом…
Предпоследнее столично-подмосковное весеннее воскресенье, когда в писательском посёлке Переделкино проводился традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!», своей погодой напоминало скорее второе воскресенье осени — всегдашнее время проведения традиционного Костра Чуковского «Прощай, Лето!»…
Что, впрочем, ничуть не отпугнуло разновозрастную аудиторию. Наоборот, народу собралось очень много. Даже очень-очень!..
Костёр на костровой площадке территории мемориального Дома-музея патриарха отечественной советско-российской детской поэзии был зажжён традиционно в полдень.
Этим, уже привычным для них делом, занимался писательский десант — участники одиннадцатого Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, ибо оба переделкинских Костра стали, начиная с 2007 года, регулярными этапами вышеназванного ежегодного Фестиваля.
Десантом руководил бессменный председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец.
А помогали ему его давние соратники: Сергей Агапов и Павел Крючков.
Вместе с ними Костёр зажигали поэты Марина Бородицкая, Инна Гамазкова, Виктор Лунин, Лев Яковлев, Михаил Грозовский (между прочим — все лауреаты престижнейшей Премии Чуковского прежних лет), Елена Григорьева, Алексей Смирнов, Марк Шварц, Хельга Патаки, прозаики Ирина Краева и Елена Усачёва, прозаик и поэт Станислав Востоков (который впоследствии выступил в уже привычной для себя роли кострового), барды Сергей Куренёв и Сергей Светлов, вокальная группа «Маэстро» в составе Лиза Катковская и Стася Кучинова, дебютантка Костра сказочница Ирина Цхай…
Подавляющее большинство из этого внушительного списка в течение последующих двух часов, сменяя друг друга на здешней сцене, радовали благодарных гостей своими стихами, рассказами, песнями…
Прочая музыкально-театральная нагрузка легла на плечи семейно-молодёжного театра «Игра» и «Студии юного актёра» под умелым водительством Андрея Защеринского (Робинзон) и Галины Ривкович (доктор Айболит).
Они же отвечали за интерактивные подвижно-познавательные весёлые игры под открытым небом, всевозможные зрительские литературные конкурсы и викторины.
Юные победители викторин и конкурсов награждались номерами журнала «Мурзилка» и книгой Елены Журек «Хранимиры. Начало», выпущенной в год экологии Министерством экологии Подмосковья.
Вообще всё на переделкинском писательско-читательском празднике было чрезвычайно экологично: свежий сосновый воздух, свежие книги участников Фестиваля, продаваемые энергичным издательством «Октопус» (Вера Байдак), красивые вкусные пряники, посвящённые столетию со дня опубликования Чуковским его первой стихотворной сказки «Крокодил» и десятилетию самого Фестиваля, а также замечательные мастер-классы от сладкого спонсора Чукфеста пряничной студии «МеЛиНи» (Алёна Алёшина и Сергей Куренёв)…
Можно (и должно!) сказать, что это был самый настоящий, прямо-таки нескончаемый, природодень!..
А всей здешней неиссякаемой жизненной радости помогла осуществиться своевременная поддержка со стороны АО «ГПЗ-2» (гендиректор Владимир Терещенко) и группы строительных компаний «Наносфера» (президент Александр Чистяков).
Новостные бригады трёх известных телеканалов («Культура», «ТВ Центр», «Москва-24»), каждая на свой лад, осветили это (и без того светлое) событие.
Архив же Фестиваля пополнился за счет новейших фотографий Юлии Конопельцевой и видеоматериалов, отснятых Татьяной Князевой и Владимиром Спектором.
Тёплое прощание с летом
Ежегодное переделкинское прощание с летом традиционно пришлось на второе осеннее воскресенье. В нынешнем году оно совпало с 870-летием Москвы, административной частью которой теперь является и бывший подмосковный, однако по-прежнему писательский посёлок…
Погода 10 сентября в столичном регионе выдалась теплее не придумаешь: будто это были не проводы лета, а — его долгожданная встреча.
Впрочем, название мероприятия недвусмысленно говорило само за себя: традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!»…
Как всегда — Костёр, уже одиннадцатый год входящий в обязательную программу Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, состоялся на территории мемориального Дома-музея Всесоюзного и Всероссийского детлитовского Дедушки.
На костровой площадке Костёр зажгли участники третьего этапа Чукфеста: председатель оргкомитета Фестиваля поэт Сергей Белорусец, Сергей Агапов, поэты, прозаики, барды, — москвичи Инна Гамазкова, Марк Шварц, Римма Алдонина, Наталия Волкова, Елена Усачёва, Игорь Жуков, Ася Кравченко, Ксюша Жукова, Сергей Куренёв, жители Северной Пальмиры Валерий Воскобойников, Анна Игнатова, Анастасия Строкина, представители Татарстана Ольга Кузьмичёва-Дробышевская, Вера Хамидуллина, Сания Шевалиева, ярославна Юлия Симбирская, а также приехавшая из США Елена Липатова и столичный литературный критик Мария Порядина…
Большинство из вышеперечисленных приняли участие и в более чем двухчасовом поистине искромётном интерактивном подвижном шоу, вели которое Сергей Белорусец и художественный руководитель семейно-молодёжного театра «Игра» Андрей Защеринский.
Две тысячи семнадцатый год объявлен годом экологии в России, что в понимании организаторов Фестиваля означает непосредственное приобщение ребячьих народных масс к традициям отечественной литературы для детей на прекрасной переделкинской природе…
А главнейшая особенность нынешнего Фестиваля — круглогодичное радостное празднование 100-летнего юбилея со дня опубликования первой стихотворной сказки Корнея Чуковского «Крокодил», 135-летие со дня рождения патриарха отечественной детской литературы и десятилетия самого Чукфеста.
Костёр был проведён Союзом писателей Москвы, Государственным литературным музеем — отделом «Мемориальный Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине», Фондом поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА», Фондом возрождения народной культуры (президент Ольга Радзивилл), при информационной поддержке Правительства Москвы, еженедельника «Книжное обозрение», газеты «Труд», поддержке АО «ГПЗ-2» (генеральный директор Владимир Терещенко), группы компаний «Наносфера» (президент Александр Чистяков), школы «Президент»…
Сладким спонсором мероприятия выступила пряничная студия «МеЛиНи» (Алёна Алёшина).
Фото- и видеосъёмка для фестивального архива осуществлялись силами координатора программ Фестиваля Арсения Белорусца, прозаика и кинодументалиста Максима Гуреева и сотрудницы Дома-музея К. Ч. Татьяны Князевой.
СМИ были представлены целым рядом бумажно-электронных изданий и новостной бригадой телеканала «Культура».
Все побывавшие на празднике — от мала до велика — остались очень-очень довольны.
Между двумя переделкинскими Кострами довелось нам с Ольгой Радзивилл побывать в Санкт-Петербурге.
Ольга как истинная петербурженка приехала в культурную северную столицу загодя и задержалась в родовом гнезде надолго.
Я же, прибыв ранним утренним поездом, поздневечерним уже отправился назад.
В родной город-герой…
Моя питерская поездка носила сугубо деловой характер.
Ибо прибыл я в город на Неве для участия во встрече с руководством санкт-петербургского Комитета по культуре.
Точнее говоря, с первым заместителем председателя здешнего Комитета по культуре Александром Николаевичем Воронко.
А встречу организовала Ольга.
Которая тоже на ней присутствовала.
Сама же встреча была посвящена новой нашей совместной с Ольгой идее.
Получившей название «Питерский Чукфест».
В общем, мы хотели, чтобы Фестиваль Чуковского оказался на родине Корнея Ивановича.
Причём оказался здесь отнюдь не проездом.
Увы — получилось иначе.
Хотя Воронко нашу идею горячо поддержал.
И даже обещал в следующем году выделить нам 3 миллиона рублей бюджетных средств на проведение питерских чукфестовских мероприятий.
Правда, при условии, что мы сами сумеем достать ещё миллионов пять-семь.
Минимум…
У меня была надежда на помощь в этом деле со стороны генерального директора АО «ГПЗ-2» Владимира Ивановича Терещенко.
Который вроде как не возражал против того, чтобы помочь нам в этом начинании.
Ольга и я пару раз с ним предварительно встречались и очень рассчитывали на его материальную поддержку.
Забегая на месяцы и годы вперёд, скажу, что расчёт мой и наш, к сожалению, не оправдался.
С финансированием «Питерского Чукфеста» Владимир Иванович нам так и не помог.
Даже с оплатой первого этапа «Питерского Чукфеста» — круглого стола «100 лет отечественной детской литературы. От Чуковского до Чукфеста», организованного и проведённого Ольгой и мной в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Хотя неоднократно обещал…
И — между прочим — взял из Ольгиных рук благодарственное письмо в свой адрес.
Уже в 2018 году.
За эту нам обещанную, не раз прилюдно подтверждённую, но так и несостоявшуюся и действительно очень необходимую Чукфесту финансовую помощь.
Взял из рук в руки стандартное благодарственное письмо в рамочке.
Подписанное руководителем секции «Литература и чтение» Санкт-Петербургского международного культурного форума знаменитой «кураторшей» Путина и Медведева, ныне уже покойной Людмилой Вербицкой…
Да-да, уважаемый Владимир Иванович, выбитое Ольгой у помощницы Вербицкой благодарственное письмо, спокойненько взял.
На стенку в своём симпатичном кабинете прицепил.
А никаких денег за организованный и проведённый нами круглый стол так взамен и не дал.
Не перечислил…
Но другие штатные мероприятия Чукфеста Владимир Иванович — отдадим (подходящее слово!) ему должное — всё-таки скромно, в меру личных представлений о наших насущных нуждах, пару с лишним лет поддерживал.
До поры до времени.
И — последний раз это случилось в первом квартале 2019 года…
Наш полномасштабный «Питерский Чукфест» так и не сделался реальностью.
Хотя замысливался с размахом.
Поистине грандиозным.
Примерная программа Фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского в Санкт-Петербурге (2017–2018) «Питерский Чукфест»
16–18 ноября 2017 года — участие представителей Фестиваля Чуковского в VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Выступление председателя оргкомитета Фестиваля Сергея Белорусца, посвященное 135-летию со дня рождения Чуковского, 100-летию со дня издания им его первой стихотворной сказки «Крокодил», десятилетию со дня рождения Фестиваля Чуковского — живого каталога современной детской отечественной литературы на русском языке.
Содокладчик — Ольга Радзивилл, директор Фестиваля, руководитель нового сказочного проекта Фестиваля Чуковского и ФВНК «Дети Острова Буяна».
Питерский Чукфест 2018 года, по-своему открывающий «десятилетие детства», объявленное в июне 2017 года президентом РФ Владимиром Путиным, поделён организаторами на несколько последовательных этапов, проводимых в течение большей части календарного года.
Май 2018 года. Торжественное открытие «Питерского Чукфеста», сроками приуроченное к проведению ежегодного Санкт-Петербургского литературного салона в питерский День города (суббота-воскресенье, самый конец мая — в Репине или на базе бывшего Дома творчества писателей в Комарове).
Карнавал Чуковского начнется шествием всех 18 районов Санкт-Петербурга по центральной улице города — Невскому проспекту. В шествии пройдут любимые всеми герои: Тотоша и Кокоша, которые «питаются галошами», пройдёт огромный доктор Айболит со своими зверятами, «проплывут» утюги и другая утварь бабушки Федоры, вместе с Мухой-Цокотухой, самоваром и Мойдодыром. Большое карнавальное действо завершится многочасовым представлением на сцене, установленной на одной из центральных площадей города (рядом с зоопарком, а может, даже внутри него), с конкурсами для участников и гостей («Главный Бармалей» и прочими всевозможными квестами).
В разгар праздника, прямо с вертолёта к гостям спустится сам Айболит. Карнавал завершится праздничным фейерверком.
На следующий день в Репине (или в Комарове) состоится Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!».
Большую часть жизни Корней Иванович прожил в Петербурге, в знаменитой Чукоккале — даче на Карельском перешейке (нынешнее Репино). Там у него бывали Владимир Маяковский и Алексей Толстой, Илья Репин и Фёдор Шаляпин, Александр Блок и Александр Куприн. В Репине на большой поляне мы предлагаем устроить Большой Костёр Чуковского, пригласить на него детей, взрослых, артистов и писателей.
Костёр будет проходить как чередующиеся выступления детских писателей разных жанров и примкнувших к ним музыкантов. Возможно также участие в мероприятии и санкт-петербургских детских музыкально-художественных коллективов.
С малышами и ребятами постарше будут водиться весёлые хороводы, детям будут загадываться литературные загадки, проводиться с ними разнообразные викторины и всевозможные интерактивные поистине зажигательные, подвижные игры на свежем воздухе.
На мероприятии можно будет «вживую» пообщаться с лучшими современными отечественными детскими писателями. Получить писательские автографы на их собственных книгах. Ведь будет организована выездная торговля детскими книгами. В том числе книгами участников «Питерского Чукфеста».
Здесь же, на Костре Чуковского «Здравствуй, Лето!» будет объявлено о возникновении Литературной премии Питерского Чукфеста.
Само же вручение Премии будет происходить в конце ноября — декабре и будет приурочено к срокам ежегодного Петербургского международного культурного форума.
Выбор лауреатов станет осуществлять профессиональное именитое писательское жюри.
Будет организована регулярная работа сайта Питерского Чукфеста (вернее всего, уже с конца 2017 года, с момента озвучивания идеи о проведении «Питерского Чукфеста» на Санкт-Петербургском международном культурном форуме).
На этом же сайте будут вывешиваться анонсы и пресс-релизы всех мероприятий «Питерского Чукфеста», отчёты, фото- и видеоотчеты о всех прошедших мероприятиях, осуществляться прямые интернет-трансляции главных фестивальных событий, появляться информация о Премии Питерского Чукфеста.
1 сентября 2018 года. Суббота. День знаний
Если суббота учебная, то именно в эту субботу писатели — участники Питерского Чукфеста — проведут уроки «Живой литературы» в школах.
Причём задействованы будут все 18 районов Санкт-Петербурга.
Если суббота — это выходной, уроки «Живой литературы» пройдут в понедельник, 3 сентября.
2 сентября, в воскресенье, состоится традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!» (в Репине или на базе бывшего Дома писателей в Комарове).
Костёр пройдёт примерно по той же схеме, что и Костёр «Здравствуй, Лето!», доставляя радость всем разновозрастным участникам этого однодневного незабываемого праздника и активно приобщая к чтению дошкольников и школьников, а семьи к совместному интересному для всех членов досугу. Попутно и ненасильственно пропагандируя лучшие образцы современной российской литературы для детей на русском языке — языке межнационального общения всех народов России!
Конец ноября — начало декабря 2018 года. Писательская Конференция «Российская детская литература XXI века. Проблемы и перспективы» на территории книжной сети «Буквоед», или на территории Дома творчества Комарово, или Репино.
Включение писательской конференции в программу ежегодного Санкт-Петербургского международного культурного форума.
На писательскую конференцию, кроме видных современных писателей, приглашаются детские психологи, работники детских библиотек, руководители книжных издательств, книготорговых фирм, представители СМИ, художники книги, учителя-словесники, руководители детских литературных студий и кружков, литературные критики, представители другой творческой интеллигенции, представители городской власти (вплоть до губернатора), департаментов по культуре и СМИ Санкт-Петербурга и многие другие.
Писательская конференция проходит в течение двух-трёх рабочих дней, после чего писатели проводят мастер-классы детских писателей для молодых детских писателей Санкт-Петербурга, а также участников детских литературных студий города.
В этот же день вечером проходит торжественное награждение лауреатов Литературной премии Питерского Чукфеста.
В выступлениях «Питерского Чукфеста» в течение года примут участие писатели: родитель Чебурашки и Крокодила Гены Эдуард Успенский, Юрий Энтин — автор стихов более пяти сотен детских песен и любимого всеми мультфильма «Бременские музыканты», композитор Григорий Гладков, написавший музыку к мультфильмам «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег», многие другие известные детские писатели, артисты, музыканты. Всего в программе «Питерского Чукфеста» планируется участие около 25–30 детских писателей и поэтов — из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов России.
Да, наши грандиозные санкт-петербургские планы так и остались планами.
Хотя заявленная писательская конференция, состоявшаяся в рамках проведения VI Санкт-Петербургского международного культурного форума 18 ноября 2017 года. во дворце княгини Юсуповой на Литейном, собрала полный зал второго этажа.
Здесь присутствовали лучшие питерские детские писатели, включая лауреатов премии Чуковского Михаила Яснова, Сергея Махотина, Игоря Шевчука, лауреатов премии имени Маршака Александра Гиневского, Алексея Шевченко (кстати, участника первого Фестиваля Чуковского), участников Чукфеста Анастасии Строкиной, Константина Арбенина, Жени Глюкк, Анны Радзивилл…
Был и Валентин Головин.
Учёный, доктор филологии, глубинный специалист по вопросам детской литературы, недавний глава Пушкинского дома…
И — другой учёный: профессор, доктор психологии, издатель 15-томного собрания русских сказок Александр Шевцов тоже почтил нас своим присутствием.
А участники Фестиваля Чуковского из Москвы были представлены Еленой Явецкой, Саниёй Шавалиевой, Сергеем Куренёвым, Михаилом Зайцевым, ведущей первой писательской конференции фестиваля Ксенией Молдавской…
А ещё мы вытащили на круглый стол чуть ли не самую издаваемую в Европе и мире детскую писательницу из Великобритании — Холли Вебб…
Разговор на круглом столе «100 лет отечественной детской литературы. От Чуковского до Чукфеста» вёлся не только о сугубо литературных проблемах.
Но и о вопросах авторского права.
Из Москвы в Питер прикатил юрист Фонда возрождения народной культуры Александр Овеснов, подробно затронувший в своём выступлении эту тему.
Про грамотного юриста и безотказного человека Александра Овеснова чуть подробнее будет позже.
Когда мне опять вынужденно придётся вернуться к другой теме.
К теме наших судебных тяжб с Департаментом СМИ и рекламы…
А сейчас — ещё вот о чём.
Здесь, на круглом столе, прозвучало два видеообращения к его участникам.
Одно от Юрия Энтина.
Другое — от Эдуарда Успенского.
Мы с Ольгой Радзивилл и нашим оператором Марусей записали их в пятницу и в субботу.
В сентябре.
Аккурат перед традиционным Костром Чуковского «Прощай, Лето!» 2017 года.
Когда навещали мэтров на дому.
Сначала — Юрия Сергеевича.
А следом — Эдуарда Николаевича.
Который был уже очень плох.
Ему в эти выходные спешно требовалась сиделка.
И — Ольга Радзивилл ему её спешно нашла.
Это было примерно за одиннадцать месяцев до кончины Эдуарда Николаевича…
Что до торжественной церемония вручения Премии Чуковского — 2017, она состоялась в начале декабря.
Третьего числа.
Состоялась в последней раз…
Юбилейный премиальный сезон
В воскресенье, 3 декабря в Центральном Доме литераторов было достаточно многолюдно, уже начиная с четырёх часов дня. Хотя начало торжественного закрытия одиннадцатого Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского с вручением одноимённой литературной премии (десятой по счёту) в различных номинациях было назначено на пять часов вечера.
Дети и взрослые ещё в нижнем фойе ЦДЛ гостеприимно встречались артистами-аниматорами Театра «Игра» и артистами Театра «Столица», облачёнными в костюмы героев сказок Чуковского и прочих сказочных персонажей, во главе с добрым доктором Айболитом.
Здесь же аниматоры играли с ребятами в интерактивные подвижные игры, загадывали необычные весёлые и познавательные загадки.
А мастер-классы по изготовлению сказочных книжек из пряников в нижнем фойе проводили представители пряничной студии «МеЛиНи».
В верхнем фойе перед Большим залом проводили свои литературные викторины и мастер-классы по библиотечному делу сотрудники восьми детских библиотек Центральной библиотечной системы Южного административного округа.
Пресс-конференция оргкомитета Фестиваля и Премии Чуковского совместно с жюри Премии была проведена в Малом зале ЦДЛ. Пресс-конференцию (тщательно подготовленную членами оргкомитета Фестиваля и Премии имени Чуковского Ольгой Мурзиной и Арсением Белорусцем) открыл и завершил председатель оргкомитета Фестиваля и Премии поэт Сергей Белорусец, который, в частности, рассказал о том, какими примечательными особенностями отличался юбилейный фестивальный сезон.
А был он характерен обилием чуковских юбилейных и околокруглых дат: здесь и 135 лет со дня рожденья самого Всесоюзного и Всероссийского Дедушки, и 100 лет со дня опубликования первой стихотворной сказки патриарха отечественного детлита, и десятое по счёту вручение Литпремии имени Корнея Чуковского.
Кроме Сергея Белорусца на пресс-конференции выступили: ответсек жюри Премии Павел Крючков, а также Сергей Агапов и Татьяна Рудишина.
Все они говорили о положении дел в современной отечественной поэзии для детей, о её перспективах и тенденциях, подробно отвечали на вопросы журналистов.
По окончании пресс-конференции началось торжественное закрытие Фестиваля Чуковского с вручением одноимённых Премий лауреатам 2017 года.
Оно продолжалось более двух часов, а в качестве ведущего литературно-музыкального спектакля традиционно выступил Павел Крючков.
Бессменный и незаменимый Павел Михайлович, остроумный, лиричный и никогда не повторяющийся дядя Паша, провёл праздничную церемонию уже в десятый раз подряд!
Лауреатами Премии этого года стали москвич Игорь Жуков (номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной литературе»), Станислав Востоков (Московская область, номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной литературе») и Юлия Симбирская (Ярославль, номинация «Золотой крокодил» — приз читательских симпатий» — вручается детским жюри в знак признания любимого автора).
Юлию Симбирскую награждали Сергей Белорусец, Татьяна Рудишина и лауреат премии Президента РФ и Премии Чуковского Анастасия Орлова.
Лауреат выступила с благодарственной речью, после чего почитала свои детские лирические стихотворения.
Отсутствовавшего из-за болезни на торжественной церемонии Станислава Востокова представляли и приветствовали Павел Крючков, Сергей Агапов и знаменитый питерский прозаик, лауреат целого ряда премий в области детской литературы Валерий Воскобойников.
Любопытно, что и Станислав Востоков, и Валерий Воскобойников родились в один день с Корнем Чуковским. Причём этот день — День смеха — 1 апреля!..
Игорь Жуков получил лауреатский диплом из рук Сергея Белорусца.
А следом виртуозно прочитал и пропел (одно а капелла, второе под гитару) три собственных стихотворения.
Значки и прочую сувенирную атрибутику с логотипом Фестиваля Чуковского вручала член оргкомитета Фестиваля и Премии Ольга Воронина.
Большой зал ЦДЛ проводил дружными горячими аплодисментами демонстрацию художественно-документального фильма о нынешнем и десяти предыдущих фестивальных годах режиссёра Владимира Спектора и ассистента режиссёра Татьяны Князевой.
Сергей Белорусец, представитель ЦБС ЮАО Александр Полторак и заведующая детской библиотекой № 152 ЮАО Алёна Ермолаева наградили грамотами и ценными призами победителей конкурса «Как мой старший брат учил меня читать», организованного и проведённого Центральной библиотечной системой ЮАО совместно с Фондом «РАДА» и Союзом писателей Москвы.
Организатором мероприятия традиционно стал Союз писателей Москвы (первый секретарь Евгений Сидоров) при содействии Фонда возрождения народной культуры (президент Ольга Радзивилл), Фонда поддержки творчества РАзножанровых Детских Авторов «РАДА» (президент Сергей Белорусец) и Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея — отдел «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине»).
Действо прошло при поддержке Правительства Москвы в лице Департамента культуры и Департамента СМИ и рекламы, а также Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, АО «ГПЗ-2» (генеральный директор Владимир Терещенко), группы компаний «Наносфера» (президент Александр Чистяков).
Сладким спонсором мероприятия вторично выступила пряничная студия «МеЛиНи» (Алёна Алёшина). Её очень симпатичные внешне и очень вкусные пряники с логотипом Фестиваля вручались не только лауреатам Премии, но и членам детского жюри, первый раз состоявшего из студийцев пяти литературных объединений — «Рыжий кот», «Пресня», «19 октября» и лицея № 5 г. Сергиев Посад.
В концертной части программы выступили артисты лауреата многочисленных Гран-при среди театральных коллективов Театра «Игра» (художественный руководитель Андрей Защеринский), ребята из «Студии юного актёра» (художественный руководитель Галина Ривкович), три представителя Театра «Столица», вокальная группа «Пой со мной», детского центра «Пресня» мелодично-лиричный вокально-инструментально-семейный дуэт Галина Пухова — Михаил Приходько, композитор-исполнитель Сергей Светлов и его хоровой коллектив «Маэстро», плюс автономный бард Сергей Куренёв…
Да, торжественное вручение десятой Премии Чуковского состоялось.
Состоялось в самый последний, заключительный, раз.
Что доподлинно выяснилось лишь некоторое время спустя…
Но мне ещё в ноябре (на самом деле — гораздо раньше!) уже окончательно, без всяких оговорок, было понятно одно: в том виде, в каком премия существовала, больше существовать она не может.
Даже если этого кто-то очень захочет…
Ресурс выработался.
Весь.
Без остатка.
А то, что мы продержались на плаву эти десять премиальных сезонов, — само по себе было просто чудом.
И — даже чем-то сродни подвигу…
Тем паче, что практически всё лауреаты Премии Чуковского вполне оправданно причислялись литературным сообществом к категории живых классиков…
Или — уже неживых.
Ведь к декабрю 2017 ушли в мир иной Сергей Козлов и Новелла Матвеева.
А ещё за несколько следующих лет не станет Юрия Кушака, Эдуарда Успенского, Инны Гамазковой, Михаила Яснова, Петра Синявского, Александра Тимофеевского…
Да, Премии-2017 мы вручили.
Исключая главную.
Хотя кабальнейший договор с Департаментом СМИ и рекламы всё-таки был заключён.
И — подписан.
Вынужденно.
Здесь они нас переиграли.
Наученные опытом пары прошлых сезонов и имевшие не один зуб на меня за мои письма во власть, а также обнародованные высказывания в адрес их департамента, они всё сделали заранее.
А договор ещё более ужесточили.
Никогда я такого не видел….
Отнёс я его на подпись первому секретарю Союза писателей Евгению Сидорову.
В СПМ, куда он иногда заезжал.
Предварительно подладившись под назначенное Сидоровым время.
Он всё подписал, ибо уворачиваться на этом этапе у нас предлога не было…
Я же отнёс подписанные экземпляры договора обратно в Департамент СМИ и рекламы.
Откуда брал для подписания у Сидорова…
При этом уже знал, что совсем скоро, буквально через несколько дней, опять появлюсь в Департаменте СМИ и рекламы.
Дабы сдать под расписку протокол заседания жюри премии.
Хотя по договору сдавать его требовалось вместе со всей отчётностью в начале следующего года.
Но так надлежало действовать в случае штатного развития ситуации.
А у нас возникла нештатная.
Которую, впрочем, я предусмотрел.
Проглядывая ещё проект договора между СПМ и Департаментом СМИ и рекламы.
Там я обнаружил пункт, позволяющий не вручать главную премию.
Вернее, там такого пункта не имелось, но имелся другой, позволяющий в течение десяти рабочих дней после подписания договора сообщить заказчику о каких-то пунктах договора, которые не могут быть выполнены по объективным причинам…
Короче, я, ещё загодя, когда только изучал проект договора, сообразил, что в протокол заседания жюри премии Чуковского-2017 следует внести пункт о невозможности вручения премии «За выдающиеся заслуги в области современной отечественной детской литературы» в связи с отсутствием, по мнению жюри, подходящего кандидата для этой высокой награды…
Что абсолютно соответствовало действительности и совпадало с коллективным мнением премиального жюри.
Так мы в результате и сделали.
Всё оформив честь по чести.
И оставив (до поры) свободным лишь место даты составления протокола…
Здесь мы справились.
Как-то вывернулись.
А в истории с отчётностью за 2014 год ситуация складывалась много хуже.
Несмотря на все мои старания.
Ибо их просто не могло хватить.
По определению.
У моей должности был не тот уровень.
Не тот статус.
С моим я никак не мог лично добраться до руководителя Департамента СМИ и рекламы — сначала Черникова, а потом Шубина.
Тем более у меня не было шансов попасть к Горбенко или Собянину.
А решить наш скромный вопрос проще, на уровне реальной бухгалтерской отчётности — это — увы — не представляло возможности.
Никакой.
Наш бухгалтер Ольга Сорокина неоднократно пыталась сыскать концы.
Я — тоже.
Долго и безуспешно мы пытались найти в Департаменте СМИ и рекламы контакты тех людей, кто всякий раз делает нам очередные официальные замечания, после наших очередных исправлений и уточнений.
Причём все (практически без исключения!) замечания в наш адрес носили характер придирок.
Касаясь формальных моментов отчётности, которые в договоре прописаны вообще не были!
А если нам удавалось некоторые из этих замечаний устранить (что было возможно совсем не всегда), нам через некоторое время приходила официальная бумага с перечнем новых замечаний.
По другим, но столь же формальным поводам…
От нас, например, требовали некие справки, которые, общественная организация той формы, коей мы являлись, просто не может предоставить.
Физически и юридически.
Требовали, чтобы файлы отчётности сохранялись отдельно друг от друга, да ещё имели соответствующие обозначения.
В определённое количество знаков.
Что на нашей оргтехнике было сделать опять же абсолютно невозможно…
Все наши сношения с Департаментом СМИ и рекламы того времени мы осуществляли строго через одного контактёра, выделенного нам департаментом.
Который вроде как играл роль посредника, передавая наши безответные вопросы в контрольно-ревизионное управление.
Сначала эту роль играл Кирилл Малышев.
Молоденький и новенький.
А когда он довольно быстро исчез, эту роль передали опытной Ольге Борисовне Вишняковой…
Других контактов нам просто не давали.
Несмотря на все наши нескончаемые просьбы…
Несколько раз я пытался донести это до первого секретаря СПМ Евгения Сидорова.
Прося вмешаться.
Снестись с более высокими фигурами.
С высоты своего иерархического положения.
Благо первому министру культуры России такая задача была вполне по силам.
Очевидно по плечу.
Но Евгений Юрьевич всячески отбояривался.
Говоря, что высота моей должности вполне позволяет мне самому справиться с возникшими проблемами.
При этом Евгений Юрьевич, сам давнишний выпускник юрфака МГУ, судебного разбирательства явно не хотел.
Видимо, прекрасно понимая и хорошо зная заранее, как работает нынешняя судебная система государства российского…
Уже упомянутый мной юрист ФВНК Саша Овеснов, который бесплатно занимался составлением наших юридически грамотных и состоятельных (благодаря ему и его компетентности) ответов на придирки Департамента СМИ и рекламы (их, наши ответы, потом от имени СПМ подписывал Сидоров), настоятельно советовал мне обратиться с просьбой к Евгению Юрьевичу, чтобы тот всё-таки включился в нашу историю.
Хотя бы звонком руководству Департамента СМИ и рекламы.
Вопрос-то наш выеденного яйца не стоил.
С точки зрения статусного положения Евгения Юрьевича.
Но — никак не моего…
Ведь практика работы (если её можно назвать так) контрольно-ревизионного управления Департамента СМИ и рекламы была предсказуема: гнобить всех без разбора, а стало быть, и нас.
Безденежных и бесправных.
Волею судеб попавших под их механические жернова…
Сидоров же ни с кем связываться и никуда ввязываться категорически не желал.
Как мне потом, в 2019 году, сказал Сергей Александрович Филатов — председатель Союза писателей Москвы, — когда мы уже проиграли два суда:
— Серёжа, Евгению Юрьевичу нельзя никуда вмешиваться! Ему нужно прожить, всё что ему ещё здесь отпущено — абсолютно безупречно!..
Кстати, самому Филатову Сидоров сообщил, что Департамент СМИ и рекламы с нами судится только после первого проигранного нами суда!..
Почему Евгений Юрьевич не проинформировал Сергея Александровича об этом вовремя, упреждающе, в досудебном порядке, для меня загадка и посейчас.
А ведь Филатов находился, и находится, с Горбенко именно в тех отношениях, которые позволяли Сергею Александровичу просто взять и набрать телефонный номер заместителя столичного мэра по безопасности…
Впрочем, о том, что Филатов вообще до поры оставался не в курсе нашей судебной тяжбы с Департаментом СМИ и рекламы я узнал только в начале марта.
После проигранного Союзом писателей Москвы суда первой инстанции.
А о том, что с Горбенко Сергея Александровича связывают давнишние рабочие и человеческие контакты — и того позже.
Июньским летом 2019 года.
Уже после того, как наша апелляционная жалоба тоже была фактически проигнорирована.
Находясь с средины 2016 года в полнейшей уверенности, что Евгений Юрьевич как первый секретарь СПМ сразу же поставил Сергея Александровича как председателя Союза писателей Москвы в известность о том, что Департамент СМИ и рекламы грозит СПМ судебным разбирательством…
Хоть с моего места решить проблему того, чтобы конфликт с Департаментом СМИ и рекламы имел шансы благополучно исчерпаться в досудебном порядке, было весьма проблематично, попытки я предпринимал.
Причём регулярно.
Методично и кропотливо опрашивая всех друзей и относительно близких знакомых на предмет их близких или даже чуть отдалённых знакомств в головке Департамента СМИ и рекламы…
Нескольких таких, знающих, я — как это ни удивительно — среди моего не самого ближнего круга обнаружил.
Но они честно мне ответили, что делиться своими контактами и связями не готовы…
Готов оказался один лишь Юра Слепихин, мой товарищ по ежеутреннему фитнес-клубу.
Который за пару дней вывел меня на бывшего министра печати Московской области Сергея Моисеева.
Сергей Николаевич, будучи президентом ГИПП — Гильдии издателей периодической печати, — принял меня быстро и приветливо.
У себя, на Тверской…
Во второй половине декабря 2017 года.
Однако на помощь мне в моём деле не отважился.
Сказав, что сам как руководитель структуры, хоть и находится в постоянном контакте с Департаментом СМИ и рекламы, но порой вдруг оказывается в ситуации, когда не может с их представителями договориться.
По-хорошему.
В рабочем порядке.
И — тогда возникают судебные иски.
Естественно, со стороны Департамента СМИ и рекламы.
А ГИПП вынужденно выступает в качестве ответчика…
Единственная радость, что у ГИПП юристы очень сильные.
Впрочем, спасает это от санкций Департамента СМИ и рекламы отнюдь не всегда…