2016, ЧУТЬ РАНЬШЕ И НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ...
2016 год для Чукфеста примечателен оказался тем, что это был год нашего малого юбилея.
Как-никак в самом начале апреля торжественно стартовал десятый Фестиваль Чуковского.
Впрочем, этот фестивальный год одним малым юбилеем не ограничился.
Праздновались и другие...
Малый юбилей и другие…
3 апреля в рамках открытия десятого фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского в Центральном Доме Литераторов прошёл весёлый читательский праздник «День рожденья Дедушки Корнея».
Малый зал ЦДЛ и нижнее фойе перед ним были эффектно декорированы разноцветными воздушными шариками, придававшими дополнительные радостные краски четырёхчасовому литературно–театрально–музыкальному действу.
В нижнем фойе задолго до официального начала празднества разгуливали, бегали и вовлекали детей и взрослых во всевозможные подвижные и словесные игры артисты-аниматоры, звучали народные песни под баян, водились красочные хороводы…
Основную нагрузку в этом году взял на себя детский вокально–хореографический ансамбль «Брусника» (художественные руководители – Вера Наумова и Наталья Саливончик).
Наряду с баннерами Фестиваля располагались и другие баннеры. В частности, баннер библиотеки №141 ЦБС ЮАО. Её методисты проводили занимательные и познавательные литературные викторины и мастер–классы.
Здесь же продавались (и покупались) хорошие детские книги хороших московских издательств – «Октопус», «Белый город» и «БерИнгА». Среди этих книг в большом количестве наблюдались и книги участников Фестиваля Чуковского.
А также – отличнейшая книга лауреата премии имени Чуковского, Премии Правительства России и прочих бессчётных наград в области литературы, поэта и переводчика Михаила Яснова «Путешествия в Чудетсво», совсем недавно вошедшая в шорт–лист премии «Просветитель» и очень любопытно, со знанием дела, рассказывающая о современных российских детских поэтах – в том числе, о многих из тех, кто был приглашён устроителями в качестве участников читательского праздника «День рожденья Дедушки Корнея».
Перед разновозрастной публикой, едва уместившейся в зале, куда администрацией ЦДЛ для этого любезно было принесено несколько десятков дополнительных стульев, выступили участники Фестиваля Чуковского – современные детские писатели, плюс органично примкнувшие к ним музыканты.
Ведущим – традиционно и неизменно – был председатель Оргкомитета Фестиваля, поэт Сергей Белорусец.
Во вступительном слове он сказал, что уже в шестой раз «День рожденья Дедушки Корнея» проводится при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Секретарь Союза писателей Москвы Сергей Белорусец пообещал гостям мероприятия что и сегодняшний «День рожденья Дедушки Корнея» и весь фестивальный сезон будут посвящены радостным празднованиям малых и больших юбилеев.
Cергей Белорусец поздравил всех присутствующих не только с 134-м годом со дня рожденья патриарха отечественной детской литературы, но и с пятидесятилетием ответственного секретаря Жюри Премии имени Чуковского литературного критика Павла Крючкова – дяди Паши, как Павел Михайлович сам себя иногда величает, и – конечно же – с неуклонно приближающимся столетием со дня написания Корнеем Чуковским его первой стихотворной сказки «Крокодил» (будущий Всесоюзный и Всероссийский Дедушка начал писать «Крокодила» в 1916 году, а завершил в 1917).
Далее Сергей Белорусец торжественно открыл десятый юбилейный фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского.
Под конец своего вступительного слова Белорусец сообщил, что нынешний год – вслед за годом литературы – объявлен в России годом кино, после чего зрители имели возможность совместить представления об этих искусствах, благодаря настоящему документальному фильму о прошлогоднем фестивале детской литературы имени Чуковского (режиссёр и оператор Владимир Спектор, ассистент Татьяна Князева).
Дебютантку Чукфеста прозаика Анну Гончарову Сергей Белорусец пригласил представить главного редактора еженедельника «Книжное обозрение» Александра Набокова. Символично, что ещё в раннем детстве Аня познакомилась с председателем Жюри Премии имени Чуковского легендарным Эдуардом Успенским: тот дружил с её дедушкой, и даже написал с него своего знаменитого кота Матроскина, который первоначально носил фамилию Анниного дедушки – Тараскин…
Теперешняя Анна – мама двоих детей – загадала детской аудитории несколько рифмованных загадок, а закончила своё лирическое нежное выступление поэтической прозой о солнышке…
Анну Гончарову у микрофона сменила другая дебютантка Чукфеста – довольно известная и мастеровитая «взрослая» поэтесса, а с недавних пор – прозаик и критик, тоже мама двоих детей, Татьяна Риздвенко, которая прочитала два своих новых «детсадовских» стихотворения: одно про неудобную кусачую шапку, а второе – про ингаляцию…
Сергей Белорусец вторично поздравил зрительный зал с приближающимся столетием со дня рожденья чуковского «Крокодила», после чего прочитал своё стихотворение «Дракодил», которому в этом году исполнилось ровно четверть века.
Бард Сергей Светлов привёз на «День рожденья Дедушки Корнея» вокальный дуэт «Русская душа» в количестве двух душ. Первый выход Сергея Светлова и девического дуэта живо представил публике две озорные песенки на слова Валентина Гафта.
Следующим выступил сказочник Фёдор Гаврин, находчиво рассказавший выдуманную историю про зоопаркового слона из своего уже далёкого детства…
За Фёдором Гавриным настала очередь выступать лауреата Премии Чуковского-2013 Инны Гамазковой. Та, в основном, говорила в рифму. А сообразительный зрительный зал ей успешно помогал, мгновенно отзываясь на остроумные авторские провокации…
Потом у микрофона оказался бард Алексей Брахман, исполнивший две песенки, причём обе о котлетах: первую – на стихи Анны Матасовой, последнюю – на стихи участника Фестиваля Чуковского Игоря Жукова.
Прозаик Елена Усачёва, крепко дружащая с вышеупомянутой Анной Матасовой, стала читать стихи. Причём, отнюдь не собственные, а самого Корнея Чуковского. И , естественно, зал безошибочно ей помогал (извините за непреднамеренную рифму!..)
Приехавшая утренним поездом из Ярославля молодая, но уже увенчанная многочисленными лаврами (среди которых и премия имени Чуковского) поэтесса Анастасия Орлова (мама двоих детей!) прочитала стихи собственные. Свои. Особенно Насте удалось философское вневозрастное стихотворение про сапоги–высотки.
Сергей Светлов и его юные спутницы, второй раз очутившись перед микрофонами, ограничились песней на стихи участника Фестиваля Чуковского Александра Тимофеевского – того самого, что известен всему нашему народу как автор слов неумирающего шлягера «Пусть бегут неуклюже…»
Следом состоялось торжественное награждение победителя и призёров конкурса детских творческих работ по теме «Что стало с героями сказки Корнея Чуковского «Айболит»», организованного Фондом «РАДА» (президент и председатель Жюри конкурса Сергей Белорусец), совместно с библиотекой № 141 ЦБС ЮАО (директор и член Жюри конкурса Александр Полторак) и ГБОУ школой №870 (директор и член Жюри конкурса Инна Поморина).
Члены Жюри (во главе с председателем) лично вручили победителям грамоты и подарки.
Далее были продемонстрированы коротенькие анимационные ролики, сделанные ребятами из кружка мультипликации библиотеки № 141 ЦБС ЮАО под чутким художественным руководством создателя знаменитого российского культового мультдетектива девяностых «Капитан Пронин — внук майора Пронина» Михаила Зайцева.
Поэтесса и автор научно-популярных книг, лауреат Конкурса имени Сергея Михалкова НаталИя Волкова (опять ж, мама двоих детей)! прочитала свои детские иронические стихи.
Специально прибывшая из Санкт-Петербурга поэтесса и прозаик Анна Игнатова для начала выступила в непривычной для себя роли.
Как и поэтесса Елена Ярышевская.
Они вместе с главным редактором издательства «БерИнгА» Татьяной Беринг представили совсем свеженькую и толстенькую книгу «Подковкина», где Елена (мама двоих детей!) является автором прозаического текста, а Анна автором пластилиновых иллюстраций…
Впрочем, по завершении представления книги, поэтессы прочитали свои очень симпатичные стихи, Анна – даже целую поэму про питерскую старушку-путешественницу…
Само же представление завершил повторный визит к микрофону Алексея Брахмана, исполнившего две песенки из жизни животных. В коротенькой песенке про питона Алексею артистично ассистировал автор стихов этой скороговорки Сергей Белорусец.
Продолжительное и динамичное театрализованное открытие юбилейного фестивального года, между делом, обернулось и закрытием недели детской книги в Москве.
Но мероприятия в фойе на этом не закончились. Ещё целый час ребята провели в увлекательных интерактивных подвижных играх.
Сладким спонсором мероприятия являлась пряничная студия «МеЛиНи».
Эффектные пряники с логотипом Фестиваля Чуковского и Золотым Крокодилом вручались всем выходящим к микрофону и призёрам детского конкурса.
Средства массовой информации были представлены новостной бригадой телеканала «ТВ-Центр», рядом корреспондентов бумажных и электронных изданий.
Да, начиная с читательского праздника «День рожденья Дедушки Корнея», у Чукфеста появился свой регулярный сладкий спонсор – пряничная студия «МеЛиНи».
С ударением на последнем слоге...
Появился он благодаря моему знакомству с бардом Сергеем Куренёвым в редакции журнала «Юность». Вскоре и сам Сергей Куренёв стал регулярным участником Фестиваля – не только как представитель пряничной студии, но и как бард. Наряду с некоторыми другими нашими вчерашними дебютантами, быстро сделавшимися полноправными членами фестивального чуковского коллектива.
Как, скажем, органично получилось с Татьяной Риздвенко, возникшей в качестве регулярной участницы Чукфеста чуть раньше. Начиная с того же «Дня рожденья Дедушки Корнея»...
Или, к примеру, с Саниёй Шавалиевой, ставшей нашей участницей ещё позже Сергея Куренёва, хотя познакомился я с ней тогда же и там же, когда и с ним, – в редакции «Юности»...
Кстати, Сания не только принимала участие в наших выступлениях, но и вообще принимала участие в нашей жизни – в наших непростых, с каждым фестивальным годом всё более и более, обстоятельствах. Принимала это активнейшее участие по личной инициативе, не раз выручая меня как устроителя мероприятий в самые критические моменты...
Что же до календарных традиционных Костров Чукфеста-2016 – оба они традиционно вписались в заранее объявленные сроки. Хотя отчасти нетрадиционные погодные условия первому из них, ещё весеннему, сопутствовали.
Впрочем, никоим образом его праздничную атмосферу не нарушив...
Отчасти нетрадиционный Костёр...
22 мая на территории переделкинского мемориального Дома-музея Корнея Чуковского состоялся второй этап десятого (юбилейного!) фестиваля детской литературы имени Всесоюзного и Всероссийского Дедушки.
Иначе говоря, традиционный Костёр Чуковского «Здравствуй, Лето!»
К сожалению, весёлому и доброму весенне-летнему фестивальному Костру на протяжении последних пары-тройки лет начинает сопутствовать новая, явно нехорошая традиция – в виде упреждающего, а также периодически возникающего в течение самого мероприятия, воскресного дождя.
Что, конечно, отчасти лишает некоторых привычных черт это ежегодное красочное (декорированное разноцветными воздушными шарами) действо.
В том числе, обычно многочисленную детско-взрослую аудиторию, как правило, приезжающую в Новую Москву из старой.
Обычно посредством пригородных поездов киевского направления…
Но – к делу!
Костёр дисциплинированно был зажжён ровно в полдень участниками Фестиваля: поэтами – Мариной Бородицкой, Сергеем Белорусцем, НаталИей Волковой, Инной Гамазковой, Станиславом Востоковым, Марком Шварцем, бардами – Алексеем Брахманом и Сергеем Светловым, литературными критиками – Ксенией Молдавской, Марией Порядиной, Павлом Крючковым, представителем сладкого спонсора праздника пряничной студии «МеЛиНи» Сергеем Куренёвым…
Подавляющее большинство из зажигавших Костёр – на нём благополучно и выступили.
Плюс, примкнувшая к ним поэтесса Татьяна Риздвенко.
Другая припозднившаяся участница Чукфеста, поэтесса Анастасия Строкина, прибыла уже в самый разгар послекостёрного чаепития в гостеприимном Доме-музее…
Разогревом же почтеннейшей публики, а заодно всевозможными литературными викторинами (в качестве призов использовались номера детского журнала-долгожителя «Мурзилка», любезно предоставленные главным редактором Татьяной Андросенко и её заместительницей Ириной Антоновой) привычно занимался сплочённый коллектив семейно-молодёжного театра «Игра».
Ещё о традициях. Продавались хорошие детские книжки (издательства «Октопус» и «Априори-пресс»).
Кроме того, этим же самым, продвинуто занималась неугомонная Васильевна — сотрудница Дома-музея К.Ч. в Переделкине Наталья Продольнова…
Телевидение было представлено новостными бригадами каналов «ТВ-Центр» и «Москва-24».
Видеосъёмку для архивов Фестиваля осуществляли Владимир Спектор и Татьяна Князева.
Фотосъёмку – координатор программ Фестиваля Арсений Белорусец и Юлия Конопельцева.
Вёл программу председатель Оргкомитета Фестиваля Сергей Белорусец, который, в частности, пошутил, сказав, что 2016, объявленный в России (вслед за годом литературы) годом кино, вряд ли призван заниматься переделом литературы и кино, даже на территории писательского посёлка ПеределКино…
Ибо у постоянного в чувствах Чукфеста имеются свои задачи на дважды юбилейный год собственного существования.
А именно: круглогодичное весёлое празднование столетия со дня начала написания Чуковским его первой стихотворной сказки «Крокодил».
Что до итогов Костра — они оказались вполне утешительными.
С многочисленными благодарностями устроителям и от устроителей.
Особенно тёплыми адресными словами последних удостоились, вторично выступившая сладким спонсором чукфестовского мероприятия пряничная студия «МеЛиНи», и стародавний друг Фестиваля группа строительных компаний «Наносфера».
Полуденный Костёр
Очередной традиционный Костёр Чуковского «Прощай, Лето!» состоялся 11 сентября на территории мемориального Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине.
Начиная с 2007 года, Костёр является частью обязательно-произвольной программы ежегодного московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского.
Вот и десятый фестивальный сезон не обошёлся без традиционного сентябрьского переделкинского Костра.
Как всегда – Костёр загорелся ровно полдень.
Его (на глазах у многочисленной разновозрастной аудитории) разожгли участники Чукфеста, а также примкнувшие к ним друзья-соратники.
Председатель Оргкомитета Фестиваля, поэт Сергей Белорусец, пригласил на костровую площадку заняться этим общественно-полезным делом лауреата Премии имени Корнея Чуковского – заведующего Домом-музеем К.Ч. Сергея Агапова, его заместителя – лауреата Премии «ТЭФИ» Павла Крючкова, лауреатов Премии Чуковского разных лет – поэтов Марину Бородицкую, Виктора Лунина, Анастасию Орлову, поэтов и прозаиков – лауреатов иных премий в области детской литературы Станислава Востокова, Валерия Воскобойникова, Алексея Смирнова, Игоря Жукова, НаталИю Волкову, Елену Ярышевскую, барда Сергея Светлова с юной исполнительницей Лизой Катковской, литературного критика Ксению Молдавскую, дебютантку Костра Галину Балебанову, Людмилу Горичеву, знавшую лично Корнея Ивановича…
Почти все из вышеперечисленных несколько позже поучаствовали и в зажигательной (лучшего слова здесь не подберёшь!) концертной программе, поднявшись на уютную эстраду вблизи костровой площадки.
Ведущим полуторачасового Чукфест-шоу привычно выступил Сергей Белорусец, которому искромётно (лучше не скажешь!) подыгрывали артисты семейно-молодёжного театра «Игра» (художественные руководители – Галина Ривкович и Андрей Защеринский).
Артисты театра «Игра» не только подыгрывали Сергею Белорусцу, но и сами увлечённо играли.
В интерактивные игры.
С юными посетителями Костра.
Водили с ними хороводы, загадывали загадки.
В качестве заслуженных призов ребята получали номера журнала «Мурзилка», любезно предоставленные главным редактором неувядающего издания Татьяной Андросенко и её заместителем Ириной Антоновой.
Все выступающие, плюс все имеющие прямое отношение к подготовке этого щедрого события, тоже непременно одаривались сувенирами: праздничными пряниками с логотипом Фестиваля Чуковского, ведь сладким спонсором Фестиваля Чуковского вот уже третье мероприятие подряд выступила пряничная студия «МеЛиНи».
Средства массовой информации, помимо бумажных изданий, были представлены новостными бригадами двух телевизионных компаний – «ТВ-Центр» и «Россия-24».
Видеосъёмка для фестивального архива производилась операторским дуэтом в составе Татьяны Князевой и Владимира Спектора.
Фотосъёмка осуществлялась силами другого профессионального дуэта – Юлия Конопельцева, Арсений Белорусец.
Нынешний год, объявленный годом кино в России, близится к своему завершению.
А свой год детской литературы на территории писательского посёлка ПеределКино традиционным Костром Чуковского «Прощай, Лето!» Чукфест уже завершил, традиционно обойдясь без всякого передела кино и литературы…
Главной же особенностью и сентябрьского Костра, и всего нынешнего Фестиваля явилось круглогодичное радостное празднование столетия со дня начала написания Корнеем Чуковским его первой стихотворной сказки «Крокодил»...
Впрочем, Фестиваль ещё не закончен.
Его торжественное закрытие и вручение очередных литературных Премий имени Корнея Чуковского планируется провести 2 декабря в Большом зале ЦДЛ.
И ведь оно состоялось!
Это запланированное премиальное вручение.
И опять нам удалось увернуться от вручения Главной Премии, которая должна была вручаться из бюджета Департамента СМИ и рекламы. Ибо мне было абсолютно очевидно, что с ним и его контрольно-ревизионным управлением хорошей общей каши сварить нам не удастся.
На сей раз департаментские, будучи изначально медлительными и неповоротливыми, вульгарно профукали время легитимного окончания тендера на проведение нашего декабрьского мероприятия. А стало быть, у меня было полное юридическое право отказаться от навязываемого СПМ кабального для нас договора с Департаментом СМИ и рекламы. Ибо подведение итогов тендера на проведение мероприятия после проведения самого мероприятия – это вопиющее административное нарушение!
Жалко, конечно, что опять остались без оплаты члены Жюри и Оргкомитета. Да и торжественная церемония бюджетной материальной поддержки в очередной раз не получила. Но иначе мы из этой ситуации просто не выкрутились бы.
И сложно тоже...
Однако с оплатой фуршета и некоторых других позиций впервые помог мне Владимир Иванович Терещенко, генеральный директор АО ГПЗ- 2. И потом ещё несколько раз помогал. А у нашего друга Саши Чистякова больше помогать Чукфесту не выходило.
Припёрло его «Наносферу» крепко.
И незаслуженно...
В результате уже я немного помогал Саше.
Морально.
Продолжая указывать его и его группу компаний в качестве чукфестовского спонсора...
Да и удалось наконец убедить председателя взрослого Жюри Успенского, что Детскому Жюри на выбор среди нескольких других номинантов премии «Золотой Крокодил» можно предложить Александра Павловича Тимофеевского, у которого с Эдуардом Николаевичем были какие-то свои персональные счёты. Ещё со времён давно почившей в бозе мульттелестудии останкинского объединения «Экран», где Тимофеевский работал редактором.
А удалось убедить Эдуарда Николаевича всё-таки предложить Детскому Жюри (среди других претендентов) кандидатуру Тимофеевского методичными ежегодными стараниями ответсека Премии Павла Крючкова.
В результате, ребята, конечно же, выбрали лауреатом премии читательских симпатий автора стихотворного текста вневременного и вневозрастного отечественного суперхита «Пусть бегут неуклюже...»
Полный отчёт о долгом добром вечере...
В пятницу, 2 декабря в Центральном Доме Литераторов было достаточно многолюдно, уже начиная с четырёх часов дня.
Хотя начало торжественного закрытия десятого (юбилейного!) фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского с вручением одноимённой литературной Премии в различных номинациях было назначено на пять часов вечера.
Дети и взрослые ещё в нижнем фойе ЦДЛ гостеприимно встречались артистами-аниматорами семейно-молодёжного театра «Игра», облачёнными в костюмы героев сказок Чуковского и прочих сказочных персонажей во главе с добрым доктором Айболитом.
Аниматоры играли с ребятами в интерактивные подвижные игры, загадывали необычные весёлые и познавательные загадки.
Здесь же – в нижнем фойе – проводили свои литературные викторины и мастер-классы по библиотечному делу сотрудники Центральной Детской Библиотеки №152 ЮАО (заведующий – Александр Полторак).
А мастер-классы по изготовлению сказочных книжек из пряников проводили представители пряничной студии «МеЛиНи».
По соседству продавались и активно раскупались всамделишно хорошие детские книжки хороших издательств: московского «Октопуса» ( Вера Байдак) и питерского «Детгиза» (Алла Насонова). В том числе – и книги лауреатов Премии имени Чуковского нынешнего года и прошлых лет.
Пресс-конференция Оргкомитета Фестиваля и Премии Чуковского совместно с Жюри Премии была проведена в Малом зале ЦДЛ.
Пресс-конференцию (тщательно подготовленную членами Оргкомитета Фестиваля и Премии имени Чуковского Ольгой Мурзиной и Арсением Белорусцем) открыл и завершил председатель Оргкомитета Фестиваля и Премии, поэт Сергей Белорусец, который, в частности, рассказал о том, какими примечательными особенностями отличался юбилейный фестивальный сезон.
Кроме Сергея Белорусца на пресс-конференции выступили: ответственный секретарь Жюри Премии Павел Крючков, а также члены Жюри Премии – знаменитые детские поэты, лауреаты Премии Чуковского и прочих престижных литературных наград Марина Бородицкая с Михаилом Ясновым, плюс главный библиотекарь Центральной Детской Библиотеки имени Аркадия Гайдара, Татьяна Рудишина.
Все они говорили о положении дел в современной отечественной поэзии для детей, о её перспективах и тенденциях, отвечали на вопросы журналистов, среди которых наблюдалась и новостная бригада столичного телеканала «ТВ Центр», снимавшая не только пресс-конференцию, но и само последующее красочное и весёлое литературно-музыкальное действо, прошедшее в Большом зале ЦДЛ.
Оно продолжалось более двух часов, а в качестве ведущего многожанрового литературно-музыкального спектакля традиционно выступил Павел Крючков.
Бессменный и незаменимый Павел Михайлович, остроумный, лиричный и никогда не повторяющийся, наш дорогой дядя Паша, провёл чуковскую праздничную церемонию уже в девятый раз подряд!
Лауреатами Премии этого года стали поэты Вячеслав Лейкин (Царское Село, номинация «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной литературе»), Олег Бундур (Кандалакша, номинация «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной литературе») и автор стихов знаменитого нестареющего советско-российского шлягера «Пусть бегут неуклюже...» – москвич Александр Тимофеевский (номинация « Золотой крокодил», «приз читательских симпатий» – вручается Детским Жюри в знак признания любимого автора).
Лауреатов сердечно и трогательно награждали дипломами вышеупомянутые Павел Крючков, Михаил Яснов, Марина Бородицкая, Сергей Белорусец и примкнувшие к ним лауреаты Премии Чуковского – поэты Григорий Кружков и Михаил Грозовский.
Цветы, значки и прочую сувенирную атрибутику с логотипом Фестиваля Чуковского вручала член Оргкомитета Фестиваля и Премии Ольга Воронина.
Заполненный до отказа Большой зал ЦДЛ проводил дружными горячими аплодисментами показ почти двадцатиминутного художественно-документального фильма о юбилейном Фестивале режиссёра Владимира Спектора и его ассистентки Татьяны Князевой – сотрудников переделкинского Дома–музея Всесоюзного и Всероссийского Дедушки Корнея.
Сергей Белорусец и заведующий Центральной Детской Библиотекой №152 ЮАО Александр Полторак наградили грамотами и ценными призами победителей конкурса «Самая читающая семья», организованного и проведённого библиотекой совместно с Фондом «РАДА» и Союзом писателей Москвы.
Нынешнее вручение Премий имени Чуковского как всегда прошло при поддержке Правительства Москвы.
Однако не обошлось и без посильной помощи со стороны группы компаний «Наносфера» (президент Александр Чистяков) и АО ГПЗ –2 (генеральный директор Владимир Терещенко).
Сладким спонсором мероприятия выступила пряничная студия «МеЛиНи» – её очень симпатичные внешне вкуснейшие пряники с логотипом Чукфеста вручались не только лауреатам Премии, но и членам Детского Жюри, состоящего из студийцев четырёх литературных объединений – «Рыжий кот» (руководитель – Анна Епишенкова), «Пресня» (руководитель – Анна Ямпольская), «Кот в мешке» (руководитель – Виталий Каплан) и «19 октября» (руководитель – Ирина Василькова).
В концертной части программы выступили артисты лауреата многочисленных Гран-при среди театральных коллективов театра «Игра» (художественный руководитель – Андрей Защеринский), ребята из «Студии Юного Актёра» (художественный руководитель – Галина Ривкович), музыкальная студия «Поющий сверчок» ЦДБ№152 и её руководитель – София Ковалевская, мелодично-лиричный вокально-инструментально-семейный дуэт Галина Пухова, Михаил Приходько.
А завершилось радостное Чукфест-шоу в Большом зале ЦДЛ выступлением неподражаемой и лучезарной Алины Симоновой, которая сейчас очень популярна отнюдь не в одной лишь отдельно (ею) взятой Москве-столице...
Впрочем, пятничный вечер на этом не закончился.
По-прежнему продавались и отлично раскупались в нижнем фойе хорошие детские книжки.
Продолжались всевозможные мастер-классы.
Развлекали почтеннейшую разновозрастную публику талантливые артисты-аниматоры.
Поэты–лауреаты их друзья, родные и близкие, участники Фестиваля Чуковского, сотоварищи ещё длительное время общались в кулуарах, делясь впечатлениями об этом по-настоящему добром вечере!..
За что большое–пребольшое спасибо доброжелательным сотрудникам ЦДЛ и его директору – замечательной Галине Максимовой!
Да, это было.
Было уже в декабре.
На исходе того високосного года.
А перед этим было ещё много чего.
О чём я пока даже не обмолвился.
Интересного и важного.
Накануне воскресного Костра «Прощай, Лето!», например.
Фестиваль Чуковского в гостях у библиотек Юга Москвы
В субботу, 10 сентября в парке Царицыно прошла творческая встреча «Фестиваль Чуковского в гостях у библиотек Юга Москвы». Она состоялась в рамках мероприятий, посвящённых празднованию дня города, и была организована совместно с Центральной детской библиотекой №152. Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского представляли председатель Оргкомитета Фестиваля – поэт Сергей Белорусец, лауреат Премии имени Александра Грина и премии «Новая детская книга» – прозаик Ирина Краева и лауреат Премии имени Корнея Чуковского – поэт Михаил Грозовский. Писатели выступили перед детьми. И те, и другие остались очень довольны!
А между сентябрьским Костром и торжественной премиальной церемонией в ЦДЛ побывали мы вдвоём с директором Чукфеста Ольгой Радзивилл в Минске (кому как не людям с такими фамилиями как наши быть привечаемыми на радушной белорусской земле!..)
В Минскетмы с Ольгой приняли самое активное участие в работе четырёхдневной конференции «Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом».
И нас тоже здесь приняли.
Вместе с нашими идеями...
Ольга выступила с презентацией своего нового проекта «Остров Буян».
Я же прочитал доклад, посвящённый итогам десятилетней жизни и грядущим планам Чукфеста, сопроводив живой рассказ соответствующим говорящим (и показывающим) за себя видео- и звукорядом из нашего обширного фестивального архива. Причём основные тезисы моего доклада ещё до конца года были опубликованы в сборнике итогов этой конференции (Вестник Московского Центра Международного Сотрудничества №6).
А ровно за год до поездки в Белоруссию я тоже принимал участие в подобной конференции – в том же Минске. Однако тогда вынужденно ограничился всего лишь кратким сообщением о Фестивале Чуковского...
Тогда же, в декабре 2015, я слетал и в Баку (от Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы), став почётным гостем дней международного сотрудничества Москва–Баку и послом Фестиваля Чуковского.
Даже вроде договорился с проректором по учебной части Бакинского Славянского Университета (доктором филологии Тельманом Джафаровым) о том, что наши чукфестовцы будут регулярно приглашаться в Азербайджан , где станут проводить со студентами, изучающими современную русскую детскую литературу, творческие встречи и мастер-классы...
Кроме того, ещё, по-моему, начиная с 2014 года я написал несколько писем, адресованных мэру Москвы Сергею Собянину. Где описал абсолютно невозможные, безумные отношения, которые к тому времени уже сложились между нами и пресловутым Департаментом СМИ и рекламы.
По-моему, этих писем было не меньше двух.
За пару лет.
Но документальных подтверждений в виде копий у меня в компьютере не осталось. Потому как бòльшая часть моего личного архива сгорела (хочется верить, не безвозвратно) по причине пойманного вируса в конце октября 2016 года.
Осталось только то, что было записано на флэшке, где осела информация по состоянию лишь на середину 2012...
Так вот, о письмах господину Собянину.
Я-то их отсылал, но до господина Собянина они, увы, не доходили.
Ибо из его канцелярии прямиком направлялись в адрес заместителя мэра по безопасности, господина Горбенко. Под которым как раз и находился Департамент СМИ и рекламы с его контрольно–ревизионным управлением, которое нас и гнобило.
В общем, получалось, что они сами должны были себя проверять, находя ошибки, несостыковки и казусы в своей собственной деятельности.
Естественно, они этого не делали.
Зато накапливали дополнительный негатив по отношению к нашим с ними отношениям...
А что мои письма пересылались именно господину Горбенко, я знал точно. Из письменных на них ответов.
Канцелярия Собянина здесь не прокалывалась...
И ещё.
Начиная примерно года с 2015 (или даже чуть раньше) стал в некоторых моих интервью аккуратно обращать внимание прессы на весьма трудно и бесперспективно складывающиеся отношения между Департаментом СМИ и рекламы и Фестивалем Чуковского. Даже на пресс–конференциях, посвящённых вручению Премий 2015 и 2016 годов, об этом сказал (не постеснялся) – в присутствии новостных бригад канала ТВ-Центр.
Впрочем, в их кривой телеэфир это прочувствованное откровение предсказуемо не встроилось.
Зато, помнится, возникло интервью порталу Папмамбук, взятое у меня обозревателем Алёной Васнецовой и опубликованное в марте 2016. Там уже было кое-что нелицеприятное о Департаменте СМИ и рекламы. И о том, что Премия Чуковского нуждается в обязательном, довольно спешном, хотя и очень бережном, реформировании, иначе рискует утратить некоторые крайне важные свои позитивные составляющие...
Вместе с потерей маневренности и реальной жизнеспособности. Что будет для Премии лучше, чем продолжение в том же духе и формате...
Примерно о том же самом вёл я речь и в другом интервью – для «Комсомольской правды». Его брала у меня Женя Коробкова, с которой я познакомился в день её двадцатипятилетия в Карабихе, на тамошнем молодёжном совещании по детлиту...
Ещё больше было об этом в третьем, наиболее подробном тогдашнем интервью, взятом у меня в связи с десятилетием Чукфеста журналисткой Александрой Оболонковой для мужского Интернет-портала «Батя» в апреле 2016 и опубликованного тогдашним маем – перед летним чуковским Костром. Там, в этом интервью, даже затесался и такой, предельно важный для меня, пассаж:
Миниатюра.
Давшая название той книге, которую вы сейчас держите в руках**...
Из другой моей книги.
Взрослого однотомника малой прозы и стихов «Год Кота и Тигра, или Без названья...» ( 2015):
Не дело жизни...
Когда (если) я напишу (не очень?) большую книгу воспоминаний про Фестиваль детской литературы имени Чуковского, который я сам и придумал и сам (почти в одиночку) тащу сквозь все эти годы, она будет зваться именно так.
Ибо делом жизни для меня было совсем другое...
– А что же дело Вашей жизни ? – тут же попросила уточнить меня госпожа Оболонкова.
Я ответил примерно так:
– Моё дело жизни – точно не это. Достаточно информативный ответ. Ведь оно, дело жизни, – гораздо шире, чем какой-то отдельно выбранный сегмент.
Но журналистка Оболонкова не унималась, настаивая:
– Так что же Вы считаете главным?
Уточнения мои выглядели, похоже, поданными следующим ниже (несколько косноязычным) образом:
– И я не буду правым, как любой человек, говоря что-то про себя самого и считая, что настоящим моментом всё исчерпывается... Самое главное для любого человека вообще-то изменяться. Приближаясь к образу себя. Ведь никто из нас, живя здесь, почти никогда не является собой. Но к себе приближаться – можно… И должно. И – одного этого каждому из нас на всю его жизнь вперёд хватит. Причём отнюдь не на одну жизнь...
Что ещё про тогда?
Кроме сладкого спонсора пряничной студии «МеЛиНи»с некоторых пор появился у Чукфкеста и новый информационный спонсор.
Общественно-политическая газета «Труд».
За что безграничная благодарность друзьям-журналистам Геннадию Чародееву и Андрею Балебанову.
___________________________________________________
* По страницам подготовленной к изданию авторской книги.
** Пусть (для начала) это (электронная) книжка журнала «Вторник»...