1
Сельский священник, сын священника, женатый, имеющий двоих детей…
Жена его, после гибели сына в реке, начинает пить: ей не пережить утрату, молитвы не помогают, жизнь идёт косо…
…и рождающийся через четыре года сын, оказывается идиотом; сан решивший снять с себя Василий, устанавливает таким образом относительный лад и покой в семье; однако в случившемся пожаре гибнет жена; и Василий принимает решение остаться священником, жить с идиотом; однако, когда по слову его труп отпеваемого крестьянина не встаёт, Василий выбегает из церкви, и…
Очень русское…
Невероятно смешанное: истовость веры, нелепость оной, страшный пожар, чудовищная гибель жены…
Леонид Андреев был популярнее Бунина и Куприна, и повесть его «Жизнь Василия Фивейского» пламенела дикими розами правды и прозрений.
В чём же прозрения?
В том, что только на Руси могут так верить и так отчаиваться, в крайности впадая, теряя себя…
Только же на Руси прозвучат «Баргамот и Гараська» — тонко выписанная, взятая из густоты натуры картинка, каких много было раскидано по томам Андреева, выходившим часто-часто…
Он был ярок и красив.
Он был обаятелен и умён.
«Иуда Искариот» врывался в действительность кривобоко и рыжеволосо, пламенея необычностью увиденного: словно должен был предать, иначе бы Христос не состоялся: не узнали бы о нём…
…Анатэма, взывающий к силам тьмы, видящий вдруг женщину в окровавленных и разорванных одеждах, ищущую Давида, радующего людей…
Символика пьесы довольно проста, и сегодня не будет восприниматься ярко: разве, что необычность исполнения роли Михаилом Чеховым — с потрясающим гримом — припомнить.
Хотя пьесы Андреева были популярны не менее прозы; так, вполне бытовая «Анфиса» (нечто ибсеновское слышится, вибрирует на заднем плане) пронизана таким внутренним накалом, что, кажется, искры из разорванных проводов чувств брызнут, полетят в зал…
Едва ли сегодня кто-то одолеет до конца «Сашку Жегулёва»: скучноватое повествование о благородном разбойнике будет сейчас восприниматься, как нечто, подвешенное в безвоздушном пространстве, ходульное, совсем уж условное…
Но и рассказы и повести Леонида Андреева живут и трепещут, пламенеют и завораживают: вот «Большой шлем», например, — где игра взорвётся смертью; вот «Мысль» — с измученным ею Керженцевым внутри, не могущим решить проблемы, вообще решению не подлежащие.
Андрееву свойственна была попытка прорваться в запредельность, истолковать коренное в жизни, самое главное…
Может, в большой мере это удалось его сыну: поэту и провидцу, никогда не знавшему отца?
2
Роскошь картины: на верхушке колокольни Царь Голод, Смерть и старое Время-Звонарь…
Пьесы Андреева символичны в достаточной мере: но символика, воспринимавшаяся тогда всерьёз, сейчас кажется довольно наивной, как и пьесы, наполненные ею.
Царь Голод не может обмануть — как никого не обманывает смерть; однако создаётся впечатление, что цель писателя была создать нечто отстранённо красивое, с дальними мерцаниями, не имеющее отношения к яви, в которой действительный голод слишком свиреп для любых поэтизаций.
…некто в сером и второй безымянный персонаж, находящиеся на сцене на протяжении всего действия: немудрено — ведь проходит «Жизнь человека».
Она пройдёт вся, от криков роженицы, в которые вклинивается хихиканье старух, до… возможности встать перед смертью во весь рост, гордо запрокинув седую голову.
Два полюса определяли театр Андреева — символизм и реальность; тяготение к первому скорее созвучна со временем, со вторым — талантом.
Наиболее живой сейчас кажется «Анфиса» — и сила характера, выписанного крупными мазками, и конфликты, завязанные внутри действа, убеждают и сейчас в огромном даре Андреева-драматурга.
3
…её глаза видели только проявления человеческой жестокости: в неё бросали камни и палки, свистели ей вслед…
Кусака живёт на улице — и вечно живёт в недрах рассказа Л. Андреева.
…дальше будет ещё хуже: кратковременная ласка людей, к которым привязывается Кусака, и их отъезд, заставляющий выть от безнадёжности…
Много героев-животных проходит по страницам русской прозы; многие их образы не уступают людским: Каштанка, белый пудель, Муму…
Долго можно перечислять.
Кусака в этом ряду занимает достойное место — в том числе и из-за показа легкомыслия людей, и словно всплывает на заднем плане из другого писателя: Мы в ответе за тех, кого приручили…
«Рассказ о семи повешенных» возвышается монументально: старый, тучный, одутловатый министр, осознающий, что ночь могла стать его последней, приходящий к тяжёлым выводам о блаженном незнание своего конца, о смерти вообще.
Зачем разворачивается повествование о разных жизнях: осуждённых.
Молодые и сильные умрут: они задержаны с адскими машинами, бомбами и револьверами.
Другие, содержащиеся в камере, слишком отличны от них: каталог людей, человеческих типов перед общим знаменателем — смертью.
…эстонец Янсон, Таня Ковальчук, казавшаяся матерью заключённым, продолжающим жить…
Тянутся дни; скорее отупение, чем безнадёжность.
Тянутся дни страницами произведения, завораживая, бередя мысль, заставляя вновь и вновь думать о смерти.
Может быть, это была одна из целей Андреева: заставить задуматься о ней?
Хотя загадку её (в отличие от сына) он не способен разгадать…
Но крутая лепка людей гипнотизирует: как многое в книгах Андреева — символизм и мера сострадания, жёсткое следование наждачной правде жизни, и стилистическое своеобразие…
4
…и чёрная бездна поглотила его…
Финал рассказа «Бездна» вызвал в печати скандал: немудрено — слишком страшно физиологичным казался оный, больно животно был показан человек…
Андреев выступал в печати с оправданиями, утверждая, что имел в виду призыв строить жизнь, памятуя о своих корнях; но скандал не стихал; Андреев позже написал рассказ «Антибездна», как бы опровергающий предыдущий…
…но действительно — бездна черна, она слишком связана с физиологией, которой не противостоять, и с изначальной агрессией-жестокостью, заложенной в людях.
Говорят — кто-то может преодолеть…
Возникает «В тумане» — идейное продолжение бездны.
Нежно влюблённый молодой человек, внутренне обезображенный болезнью, решающийся на убийство проститутки…
Густо сплетены нити: и человеческое слишком страшно — оно часто страшно в книгах Андреева, но ведь и об этом нужно было писать…
Андреев и писал, вызывая скандалы, будоража читающую публику…
5
Крепкая, как соль, простота «Баргамота и Гараськи» — краткого, как формула, рассказа, где каждая фраза даёт характеристику персонажу, уточняя и углубляя общую картину.
Некогда бушевавшая сверхпопулярность Леонида Андреева, оправданная словесным мастерством и психологической изощрённостью.
Увиден ли Христос глазами Иуды? Или внутренним зрением большого писателя?
Скорее — второй вариант: есть нечто обжигающее в созданном образе Великого Учителя — точно в одном из звеньев цепочки реинкарнаций Андреев (вернее, тот, кем он был тогда) соприкасался со Христом.
«Жизнь Василия Фивейского», кипящая ярым пламенем словесной плазмы: страшно, сильно; вещее звучание не сглажено никакими иллюзиями.
«Сашка Жегулёв», некогда популярный роман, сейчас едва ли читается — уж больно дремучей кажется история про благородного разбойника, да и главный персонаж воспринимается весьма ходульно…
А вот многое из драматического наследия не тускнеет: блещут алмазной гранью реплики; возникают, входя в реальность, герои; страшный Анатэма вновь возникает грозным предвестьем грядущего…
Но главное, конечно, рассказы и повести; и в повествование о семи повешенных психологическое портретирование наслаивается на сострадание ко всем малым сим — столь вообще свойственное русской литературе…
…голос Леонида Андреева, в котором не ослабел, какие бы ни лютовали вокруг времена, закручивая чёрные вихри денежного перца и подчиняя всех кондовым законам животного эгоизма.