Глава V
Он закрыл мастерскую и стал спускаться к лифту: до его, самого верхнего, этажа кабина не поднималась, нужно было спуститься на два пролёта лестницы. Только хотел нажать кнопку, даже не заметив, что она горит красным огоньком, как дверцы лифта раздвинулись, и он нос к носу столкнулся с невысокой пожилой полной женщиной.
— Ой, простите, — смутилась она, с трудом удерживая в обеих руках тяжёлые пакеты с продуктами.
— Это вы меня простите, — Юрий Кириллович приложил к груди руку. — Чуть не сбил вас.
Он уступил ей дорогу, и она заковыляла к своей двери. И только Юрий Кириллович собрался зайти в кабину лифта, женщина обратилась к нему:
— Уж вы простите моего сына!
— За что? — удивился Просекин, позволив с шумом закрыться створкам лифта.
— Ну как же?! Он своим частым курением так вам досаждает. Он уж слышит, как вы ругаетесь на него, переживает и ничего с собой поделать не может.
— Да уж! — обречённо покачал головой Просекин. — От курения вред большой. Я вот сумел бросить.
— Ну, вы сильный, большой человек. Великий художник…
— Ну уж великий, — выдохнул усмешку Просекин.
— А он-то всего лишь педиатр, рядовой детский врач. А знаете, он ведь курить-то совсем мальчишкой начал, — она поставила свои тяжёлые пакеты на кафельный пол лестничной площадки. — Дима до медицинского-то санитаром служил, потом медбратом. А знаете где?
Юрий Кириллович пожал плечами.
— В отделении детской онкологии. Вот представьте: ему, бедненькому, частенько приходилось мёртвое тельце малыша, как стемнеет, через весь медгородок на руках нести в морг. В простынку завернёт и несёт. Закуришь тут поневоле.
Она замолчала, и Юрий Кириллович не знал, что сказать. Так и глядели друг на друга, пока Юрий Кириллович не опустил голову. Почувствовал себя провинившимся. И женщина будто заметила это:
— Да вы-то ни в чём не виноваты. Это уж вы нас простите, ради Христа!
В этот момент за спиной женщины открылась дверь квартиры, и её проём заслонил Дима-толстяк.
— Мам, ну ты чего. Домофон уж когда пропиликал. Я уж подумал, что ты в лифте застряла, — и, заметив Юрия Кирилловича, кивнул: — Добрый вечер!
— Добрый вечер, Дима! — постарался как можно дружелюбнее ответить Юрий Кириллович.
Дима выкатился на площадку, подхватил с пола пакеты и прошёл в квартиру. Проворчал на ходу:
— За кусочком масла вышла, называется! Не позорила бы меня перед людьми!
— Ну, всего вам доброго! — приветливо улыбнулась Димина мать Просекину. — Успехов вам в вашем великом деле. Но главное, знаете ли, здоровья! До свидания!
Она направилась к своей квартире.
— До свидания! — ответил Просекин, и ещё стоял, задумавшись, когда двери за нею закрылись.
Дома Просекин постарался поскорее улечься в постель. Взбил подушки повыше. Взял в руки большую и неплохо, на его взгляд, иллюстрированную книгу Эйдельмана «Мой ХIХ век «. Но что-то не читалось. Мысли летели в тот далёкий советский роскошный Киев, где прошла молодость. «Сплошной Киевский торт!» — говорили те, кто приезжал погостить из других уголков великой страны. Ну как им, новым поколениям, задолбанным современной пропагандой, докажешь, что мы были безмятежно счастливы и свободны. Это счастье звучит в наших песнях, в наших фильмах, в наших книгах. А главное — мы были уверены в своём будущем. Мы сможем учиться, у нас будет жильё, у нас будет работа, и этим жильём и работой нас обязаны обеспечить после окончания вуза как молодых специалистов. Вот, может, будет кем-нибудь когда-нибудь написана честная книга «Мой ХХ век». А потом «Мой ХХI век». А ещё бы честно написать «Последняя треть ХХ века и первая треть ХХI века». Вот было бы интересно на переломе веков жизнь разглядеть. Вот бы «посмеялись», а потом задумались. О войне и мире, о ненависти и любви, о преступной несправедливости и милосердии, о героическом самопожертвовании во имя… Они не верят. Они только смеются. Они говорят: вы глядите назад и видите всё в розовом свете лишь потому, что глядите на свою молодость. А всякая молодость подобна едва распустившемуся прекрасному цветку с капелькой утренней росы на лепестках. Может, они правы? А может быть, и не стоит им ничего доказывать? Пусть они живут своей жизнью и пусть смеются над нашей, если им так удобно строить свою. Они ещё не знают, что всё повторится, и на новом витке найдутся те, кто будет смеяться над ними. Да-да, будут смеяться над вами, что парусом вашей мечты была крупная банкнота, а законы вам писало своими алчными когтями пресмыкающееся мерзкое чудовище по имени Рынок. И всё это уже было. «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги, господа! А без денег жизнь плохая — не годится никуда. Деньги есть, и ты, как барин…» Вот именно… И тут Просекин споткнулся в своих размышлениях. Он вспомнил, что так и не отправил деньги жене. Пришлось выбраться из согретой постели и включить компьютер.
С простой, много раз им проводимой, финансовой операцией он справился довольно быстро. И тут на экране замигал значок, возвещающий о получении его почтой нового письма. Открыл:
«Юра, здравствуйте! Спасибо, что ответили нашей старшенькой, Настеньке! Пишет Вам Оксана, жена Серёжи Кузнецова. Раньше, помню, были на „ты“, но сейчас возраст, наверное, обязывает. Настя уже написала Вам, что Сергея с нами больше нет. Он ушёл внезапно, при крепком, казалось бы, организме и по-спортивному здоровом теле. Вечером пожаловался на боль в горле, поднялась температура. Высоченная! Сразу вызвала скорую. Сделали укол жаропонижающего. Уснул в другой комнате, чтобы не заразить детей. Я уснула возле маленькой. В четыре утра что-то меня толкнуло. Бегу в его комнату. Свет горит, телевизор работает — он так просил не выключать. Я к нему, а он… А его уже нет. Лечащий участковый терапевт так и не поняла, как это практически здоровый и сравнительно молодой человек мог так умереть от температуры. Мне потом объяснил один опытный доктор, друг наших друзей, что всё дело в том, что врачи скорой кроме жаропонижающего обязаны были уколоть препарат, разжижающий кровь. От высокой температуры она катастрофически сгустилась. Образовался тромб… Простите, что пишу Вам так подробно, но мне кажется, Вы хотите это знать. После такой упавшей на нас беды не сразу поняла, что должна жить дальше. Настя меня вытащила. Почему мы с Серёжей, когда он был жив, не выходили на связь? Жизнь закрутила. В начале девяностых занимались бизнесом, пытались заработать. Сначала всё складывалось. Купили квартиру, машину, дачу. В 1997 году родилась Настенька. Сергей души в ней не чаял, пылинки сдувал. Она вот только закончила кинорежиссёрский факультет института имени Карпенко-Карого. Слава богу, удалось всё-таки получить образование. Серёжа очень этого хотел и очень в неё верил. Младшая, Дашенька, — полная копия папы. Она тоже решила воплотить нереализованные творческие мечты папы. С пяти лет в Детской академии искусств на театральном факультете. Она трудяжка, мечтает быть актрисой. После Академии бегом в театр, потом ещё танцы. Записала её в детский продюсерский центр. Участвует в детских телепередачах, фильм озвучивала. Очень эмоциональная, открытая, искренняя, но и не по-детски ответственная. Режиссёры говорят: с ней работать одно удовольствие, девочка талантливая, развивайте. Главное, она верит, что будет актрисой, и упорно движется к своей мечте. В общем, живу детьми теперь за нас с Серёжей двоих. Мама Сергея смогла прожить после его ухода ещё год. Очень страдала без него и умерла буквально у меня на руках. Нам очень помогает Серёжина сестра. Она живёт в Москве. Будто пытается заменить нам папу. Почему я Вам написала?.. Меня Сергей попросил… Оттуда… Не удивляйтесь и не считайте, что я сошла с ума. Просто я чувствую с ним связь. Много мы говорили с Сергеем раньше о Вас. Он рассказывал, какой вы открытый, весёлый, лёгкий. Да я и сама помню, хотя, к сожалению, общались совсем мало, немного Вы с супругой своей на теннис ходили. Почему наша дружба оборвалась? Ох, что ж сейчас гадать! Да, ещё Серёжа всё вспоминал, что передал Вам мемуары деда. Говорил, что вы как художник-постановщик в кино работали. Сначала на киностудии Довженко, потом в Москве. Мы о Вас даже в прессе читали. Серёжа говорил, что у Вас с каким-то сценаристом была идея сделать сценарий по дедовым воспоминаниям. Не получилось. Но вот сейчас Настя загорелась. Я, говорит, во что бы то ни стало расскажу о подвиге деда и вообще этого бессмертного поколения победителей. Настёна постеснялась у Вас спрашивать, но, может быть, воспоминания эти Серёжиного деда ещё не потерялись. У нас, к сожалению, ничего не осталось. Копии не делали. Простите! Боюсь быть назойливой. Но, хотите верьте, хотите нет, я с Серёжкой не рассталась: я слышу его и вижу во сне. Может быть, это и есть Память или Бессмертие. Ещё раз простите! Всего Вам доброго! Оксана Кузнецова».
«Вот так штука, экий я молодец! — ахнул Юрий Кириллович. — Слезу пролил по ушедшему другу, с юностью попрощался, а об этих дедовых воспоминаниях, о том, что Серёжка когда-то мне доверил то, что осталось сегодня как завещание его, даже и не вспомнил. Боже мой, где же теперь эта рукопись?! Столько воды утекло. Я семьи менял, не то что место жительства. Где эта полочка, где тумбочка та сокровенная, тот старый шкаф, где упокоились жёлтые листочки, исписанные старческим убористым почерком. Я, как чеховский Гаев, готов пропеть ему оду, пусть только вернёт из небытия. О-о, только бы они не пропали, эти листики. Рукописи не горят, говорите? Но в нашем перестроечном пожаре столько сгорело — страна рухнула. То, что Гитлер с неба бомбил, бомбил — не разбомбил, два козла, лишь взгромоздясь на трибуну съезда избранников народных и фиглярствуя перед ними, одураченными, разрушили в два счёта».
Мысленно произнося этот трогательный монолог, Юрий Кириллович перерыл свой письменный стол, все полки в книжных шкафах, залез на стремянку и вывернул всё с антресолей. Обливаясь потом, хоть и был в одних трусах, он полез под супружескую широченную кровать и вытащил из-под неё давно забытый чемодан со своими старыми графическими работами. Стал их перебирать, и некоторые ему показались вполне приличными. Тут были и литературные иллюстрации, впрочем, для каких произведений, так и не вспомнилось. Но рисунки-то, по справедливости, некоторые просто замечательные. А вот эти? Видимо, это эскизы к какому-то фильму. И правда, очень по-киношному. Кажется, вот: смотришь, смотришь — и изображение оживает. Кино — это движение. И жизнь — это движение. И тут — движение и, значит, жизнь. Здорово! И эта игра с тоном, с коричневатым, чуть размытым цветом, как на старых военных фотографиях. Это же как вирированный кадр в кино. И подумалось сидящему на полу, ноги калачиком, и, кажется, внезапно помолодевшему Юрию Кирилловичу, что окажись автором этих набросков и черновиков кто-нибудь из юных дарований, посещающих сегодня его подготовительные курсы, — да он бы ему сто пятёрок поставил, взял бы за ручку и повёл к ректору Суриковского: принимай, брат, гения без всяких вступительных — и войдёшь в историю отечественной живописи. Какой же ерундой он сейчас-то занимается. Нет, не в преподавании дело, конечно. Это хорошо. Хотя альтруизмом здесь не пахнет: ученички-то немалые денежки приносят. Но вот это всё зарабатывание бабла на кладбищенских памятниках… Можно уже выставку устроить: кладбище таланта Юрия Просекина. Сладкая печаль защекотала горло Юрию Кирилловичу. Залюбовался он своими картонками и даже забыл на время, а с чего бы это он, потный, в белоснежных трикотажных трусах полез в доисторическую пыль под кровать. И ещё подумал: странно у нас в доме пылесос работает. Он, конечно, робот и катается по квартире целый день без всякого хозяйского сопровождения. Но шо же он, лоботряс этакий, под кровать-то не заезжает?
Преодолевая ломоту в ногах и режущую боль в пояснице, Просекин кое-как поднялся с пола и заковылял в душ. Как-то буднично он обвёл взглядом просторную ванную комнату, сияющую авторским, с античными эротическими мотивами, кафелем, специально по его эскизам заказанным и выполненным. Раньше это удачное воплощение его озорной фантазии доставляло ему каждый раз удовольствие. Экая неуёмная энергия любви во мне играла! Сейчас он стянул собравшие пыль трусы и глянул в большое, в человеческий рост, зеркало. Да-а, когда-то давным-давно он позировал Серёге Кузнецову, абитуриенту художественного института — теперь вряд ли по нему можно изучать мускулатуру и пластику тренированного тела. Брюшко-о-о!.. Фу-ты, ёлки-моталки, как ни напрягайся — не втягивается, проклятое. Ведь совсем же недавно его женуля хвасталась налево и направо, что её спортивный муженёк держит форму, сложён как бог, и в свои годы выглядит как «вьюноша». А теперь? Теперь она рассказывает, тоже, кстати, налево и направо, как нужно ухаживать за шубами, и что вот её шубы совсем не стареют. Вот ещё одну, а может, не одну, из Греции притарабанит. Да уж, подумал Просекин, эти её шубы будут жить и хорошо выглядеть и после него… Ох, лучше в зеркало не смотреть.
Когда Просекин, посвежевший, вышел из душа, в окно уже глядело московское летнее утро. Он вышел на балкон, с удовольствием набрал полную грудь воздуха, с силой вытолкнул его и взглянул вдоль протянувшейся внизу густо-зелёной и ещё пустынной улицы. В конце её над облаками зелёной листвы парили золотые купола храма Николы Чудотворца. Кресты сияли в только что загоравшихся рассветных лучах. Просекин невольно перекрестился, и ему так захотелось помолиться, но как, если ни одной молитвы не знаешь. Хоть самой коротенькой. Ну да, когда-то одна старушка, добрая соседка, — родители просили присмотреть за ним, пятилетним, когда они задерживались поздненько по своим взрослым делам, — учила его, как яйца всмятку варить. Нужно трижды прочитать молитву: «Отчет наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое…»
Где же найти эту рукопись? «Память, память, подскажи! — мысленно повторял Просекин, как молитву. — Куда же я мог её запрятать, как же я мог о ней забыть?» Ведь тогда, в молодости, они с Серёгой прочитали её на одном дыхании.
И вспомнилось Юрию Кирилловичу, как сидели они с Серёжкой на его крохотной, в шесть квадратных метров, кухне над этими измахрившимися по краям и пожелтевшими от времени листочками, осторожно их переворачивали, читая каждый про себя. То один забегал вперёд и поджидал товарища, чтобы перевернуть прочитанное, то другой, а за окном уже смеркалось. А на них с этих трепетных страниц надвигалась жуткая трагедия июня сорок первого года, самое начало самой страшной войны двадцатого века.
Сентябрь 1941 года. Угроза над Киевом нависает чёрной тучей. (Здесь использованы воспоминания участника Великой Отечественной войны с первых её самых трагических дней Белова Михаила Ильича. — Примеч. автора.)
Ночами отчётливо слышна пулемётная стрельба, артиллерийская канонада нередко продолжается в течение суток. С наступлением сумерек на западе вырастает сплошное зарево пожаров. Артиллерия, установленная в парках, сотрясает воздух, пахнет пороховыми газами.
Киев переживает тяжёлые дни. Не хочется верить, что любимый, цветущий город падёт. Вокруг него с каждым днём всё теснее и теснее сжимается вражеское кольцо. Снаряды уже ложатся на его улицах, есть убитые и раненые из числа мирных жителей.
Восемнадцатого сентября 1941 года — роковое число для города Киева. Ночью руководителей всех предприятий города вызвали в обком партии и сообщили о сдаче Киева: вражеское кольцо окончательно сомкнулось.
С утра следующего дня стали выводить из строя промышленные объекты. Прекратилась подача электроэнергии. Трамваи и троллейбусы замерли на улицах города, встревоженное население суетливо мечется в разных направлениях, по улицам громыхают танки, тракторы тянут пушки, ползут военные обозы. Улицы города уже никто не убирает, асфальт разворочен гусеницами танков и тракторов. Всё это подтверждает печальные слухи, что войска оставляют город. Никому не хочется в это верить, кажется, что всё, что творится вокруг, всего лишь какая-то дикая инсценировка. Однако наше предприятие окончательно выведено из строя, враг не сможет воспользоваться его мощностями. Получено разрешение погрузиться на автомашины и двигаться в направлении города Борисполь. Вооружённый коллектив рабочих электростанции отправился по указанному маршруту. Наш автокараван сразу вливается в нескончаемый пыльный поток эвакуируемых: гружённые скарбом автомобили, подводы, велосипеды, горькие вереницы пеших беженцев.
К вечеру только добрались до Борисполя, хотя городок этот совсем недалеко от Киева. При всём желании держаться всем коллективом вместе, это не удалось: колонна наших машин по дороге распалась, и отдельные автомобили потерялись в общем потоке эвакуируемых.
Оказалось, что дальше продвижение невозможно: немцы обстреливают дороги из артиллерии и миномётов. В небе низко, как воздушные змеи, скользят мессершмитты и обстреливают скопления автомашин из пулемётов.
С наступлением темноты расположились в местных усадьбах на ночлег под открытым небом.
Утром 19 сентября получили через вестового штаба обороны распоряжение построить всех вооружённых людей и прибыть к штабу, разместившемуся в пустом складе. Из числа вооружённых рабочих теплоэлектростанции всего набралось тридцать три человека. А когда мы прибыли к штабу, нас присоединили к эвакуировавшимся пожарникам Киева и в составе восьми взводов под командованием старшего лейтенанта Госбезопасности товарища Якушева направили в оборону юго-западной стороны Борисполя.
На окраине города после осмотра местности мы заняли линию обороны. Я со своим вторым номером пулемётного расчёта, главным инженером ТЭЦ, товарищем Мартынченко получаю отдельную задачу: занять высоту в направлении ветряка и держать под пулемётным обстрелом дорогу, а также низину, удобную для подхода противника к городу.
Уже близились сумерки, когда ополченцы ползком стали пробираться на линию огня. Противник заметил это движение и открыл по нам огонь артиллерии. Снаряды рвались позади нас, примерно на расстоянии ста метров. Корректировщик противника, искусно маскируясь в лощине и временами открывая огонь из автомата, нахально лезет к линии обороны. Однако для нас он остаётся неуязвим, ибо в темноте его трудно разглядеть и трудно определить каждый раз по звуку автоматных очередей его местонахождение.
Снаряды ложатся всё ближе и всё чаще заставляют нас плотнее прижиматься к земле. Наконец наши орудия, нащупав батарею противника, открыли огонь и несколькими залпами заставили его замолчать. Нам отчётливо было видно, как на высоте, откуда била артиллерия противника, наши снаряды поднимали столбы чёрной земли. Однако после прицельного артиллерийского огня по этой высоте противник на виду у ополченцев установил на другой высоте миномётную батарею и открыл ураганный огонь по дороге на окраине города Борисполя. По ней как раз началось заметное движение автомашин. Недосягаемый для ружейно-пулемётного огня, противник в течение нескольких минут оставался безнаказанным. Но вот снова заговорила наша батарея, и враг заметался по высоте, окутанной дымом. Напрасно вражеский корректировщик пускал из скирды длинные очереди трассирующих пуль, указывая местонахождение нашей батареи. Противнику не до стрельбы, лишь бы не потерять головы от разрывов снарядов да поскорее ноги унести.
Совсем стемнело, и артиллерийская перестрелка прекратилась.
Глава VI
Юрий Кириллович так и не уснул. Бродил по всем четырём комнатам своей просторной, как выражался бригадир полгода пыхтевших в этих стенах удальцов, «отремонтированной по европейским стандартам и качеству квартиры». Шлёпал, босой, по приятной прохладе дубового паркета, дожидаясь абсолютно прозревшего утра, когда уже можно поднять трубку и набрать номер, не боясь разбудить и вызвать тем нежелательную досаду и раздражение на том конце провода.
В самом дальнем углу самого нижнего ящика своего письменного стола он отыскал старую записную книжку, а в ней телефон своей первой жены, точнее своего киевского дома, своего первого семейного очага. Он напрочь забыл последние две цифры: он не звонил ни разу с тех пор, как расстались, даже когда от общих друзей узнал случайно, что умерла тёща. Да и контакты с этими друзьями, преподавателями художественного института, давно уже потерял. С тех пор как названивал им, прося посодействовать поступлению дочери на факультет живописи. А как узнал, что поступила, конечно, позвонил Володе и Аллочке, сердечно поблагодарил, даже пригласил погостить у него в Москве. Приезжайте, дескать, «Москва… как много в этом звуке», мы с Еленой будем рады. А они: ну, а мы зато — мать городов русских, так что не задавайтесь. Посмеялись все вместе и положили трубки — и на годы.
Как только Юрий Кириллович стал набирать киевский, бывший свой, номер, душа его так затрепетала, будто он, мальчишка-абитуриент, впервые звонит в приёмную комиссию солидного столичного вуза:
— Алло, доброе утро!
— Доброе, — холодно ответил молодой женский голос, и Просекин с неудовольствием подумал, что это совершенно неграмотный и высокомерный ответ на приветствие.
Вроде как я тебе желаю доброго утра, а ты, вместо общепринятого взаимного пожелания, констатируешь, что утро действительно доброе, да ещё по интонации получается: мне это и без вас, дескать, известно.
— Ирина, это ты? — чувствуя скованность во всём теле, уточнил Просекин.
— Кто её спрашивает?
— А-а, это ты, Алёнка! — обрадовался Юрий Кириллович. — Разбогатеешь, доченька, сразу не узнал.
— О-о, шось в лиси сдохло! С чего бы это вы, Юрий Кириллович?!
Просекин постарался пропустить мимо ушей такое обращение Алёны, хотя в горле пересохло.
— Разбогатеешь, говорю…
— Мы-то разбогатеем, и всё у нас будет нормально, если вы со своим Путлером нам мешать не будете.
И это Просекин постарался пропустить.
— Ну, как вы там поживаете?
— Да, слава богу, живём — хлеб жуём. А что — как вам ваш Киселёв, медийная проститутка, брешет, — вас уже не устраивает? Ты решил впервые за много лет воспользоваться оборванными родственными связями?
Юрий Кириллович почувствовал, как в глубине души нарастает обида и раздражение.
— Ну, хватит, дочь, ёрничать, — попросил он устало и примирительно. — Ты уже взрослая и должна знать, что Ирина… что мама твоя, после того как мы расстались, категорически запретила мне общаться с тобой. Так и сказала: ты для нас умер. Ты, может, и не догадываешься, но сколько раз я ни пытался, каждый раз от ворот поворот. Как ни приеду в Киев, вечно только ваш порог поцелую, а если позвоню — она трубку бросает. Я, честно говоря, боялся, что и сейчас…
— Папа, что случилось, какого чёрта мы вдруг тебе понадобились?
— Не ругайся, дочь.
— Я не ругаюсь, просто я давно устала тебя ждать.
— Я понимаю… Прости…
Они оба замолчали. Юрий Кириллович отстранил трубку, чтобы неслышно было его тяжёлого дыхания.
— Ну что ты молчишь? — спросил он наконец.
— А что я должна сказать? Или ты ждёшь, что я расплачусь? Так я уже давно отплакалась.
— Ты на каком сейчас курсе?
— Папа, я уже пять лет как закончила.
— Как время летит. Работаешь?
— Работаю.
— По специальности?
— По специальности.
— У тебя своя мастерская?
— Да, своя мастерская.
— Живописи?
— Tattoo artist.
— Не понял, Алёна, что это значит? Скажи по-русски.
— Я мастер тату.
— Мастер чего?
— Мастер татуировки.
— А-а-а! И много работы?
— Желающие украсить своё тело записываются в очередь. Ко мне на месяц вперёд. У меня серьёзные работы, богатые цветовой гаммой, выразительной пластикой, ну и так далее.
— Я знаю, ты талантливая. В Москве ты могла бы заниматься серьёзной живописью.
— Ага, как Кирилл, серьёзной архитектурой.
— Алёна!..
— Мама считает, что ты виноват в его смерти. Вытащил его к себе и…
— И ты так считаешь?
— Всё, я не могу говорить. Мама вышла из душа, мы будем завтракать. На работу бегу, мне надо на жизнь зарабатывать. Много-много гривен, а иногда и долларов, а то и евры, бо Украина — це Европа.
— Алёна, мне нужна рукопись, — заторопился Юрий Кириллович. — Это воспоминания о Великой Отечественной войне деда моего давнего друга Серёжи Кузнецова. Такие выцветшие жёлтые листочки формата А-четыре. Они таким мелким убористым почерком исписаны. Я понимаю, что мама могла все мои оставшиеся у вас бумаги, эскизы, черновики повыбрасывать…
— Мама ничего не выбрасывала. Она всё ждала, всё надеялась, что ты вернёшься к нам.
— Ох-х, доченька, — тяжело вздохнул Просекин. — Это всё так сложно. Ты уже взрослая, должна меня понять. У тебя растёт сводная сестра…
— Я знаю, но меня это уже теперь не колышет. К прошлому возврата больше нет.
— Алёна, я хочу вернуться к моим прошлым замыслам. Понимаешь, в память о моём друге. Мне нужна рукопись. Это документ. Воспоминания человека много страдавшего, пережившего страшную войну. Мне кажется, я мог её оставить у вас. Поищи, пожалуйста. Мне нужно вернуть…
— Хорошо, уговорили, Юрий Кириллович, — каким-то наигранно-чужим, официальным тоном заговорила Алёна. — Мы вернём вам вашу рукопись тотчас после того, как вы вернёте нам наш Крым.
— Алёна! Ты о чём?! — только и успел воскликнуть Юрий Кириллович.
Она рассмеялась и положила трубку.
Ночью то и дело завязывалась перестрелка с противником, упорно пытавшимся нащупать слабое место для просачивания в пригородные усадьбы. А уже к утру, невзирая на передвижение на линии огня сменяющих друг друга наших бойцов, противник не открывал стрельбы. По этим признакам нам стало ясно, что после ночной перестрелки враг понял, что в этом секторе обороны прорыв невозможен. И вскоре предпринял новый манёвр в другом месте.
Стало совсем светло, уже высоко палило солнце, однако после суточного стояния в обороне невыносимо хотелось спать. Но вот вестовой штаба известил об отходе к городу и о том, что оборона на этом участке снимается полностью.
По городу было невозможно передвигаться даже пешком: так плотно сгрудились автомашины и обозы воинских частей. Когда мы с Мартынченко явились в назначенное место, то узнали, что наш взвод работников ТЭЦ, не выдержав вражеского миномётного огня, самовольно снялся с линии обороны. Теперь мы не смогли найти своей автомашины, в которой остались и продукты, и наши вещевые мешки. И даже не могли взять в толк, куда идти и в каком направлении её искать.
После долгого блуждания среди автоколонн натыкаемся, наконец, на одну из автомашин ТЭЦ. Сообщают нам, где сосредоточен руководящий состав нашего предприятия, и мы вновь отправляемся на окраину города искать свою автомашину.
По дороге вдруг слышу, зовут меня по имени, оборачиваюсь и вижу устроившихся на машине сотрудников НКВД. Один из них, позвавший меня приятель Ермаков, сам изрядно выпивший, предлагает и мне выпить настойки и закусить салом. Есть хотелось страшно, и такое угощение нам с Мартынченко оказалось как нельзя кстати. Перекусив, надолго не задерживаемся и отправляемся искать свою автомашину. Благо, направление поиска нам указали.
И вот издалека заметили мы застрявший в пробке свой автобус. Конечно, нас разбирает злость на своих товарищей за проявленную ими вчера трусость и фактическое дезертирство. Встретившись с ними, мы не смогли удержаться от выяснения отношений. Впрочем, провинившиеся не скрывают своей неловкости и пытаются оправдываться. После этой перебранки они всё же выражают нам сочувствие и предлагают позавтракать. На сытый желудок злиться уже не хочется, и все наши обиды и претензии улетучиваются. Тут как раз начинается движение колонны, и внимание всех переключается на то, чтобы попасть в общий движущийся поток автомашин. Слава богу, это нам удаётся.
Автомашины продвигаются через аэродром в обход города с правой его стороны. Вдруг послышался непрерывный гул моторов, и вслед за этим увидели мы множество приближающихся немецких бомбардировщиков. Крылья с крестами зачеркнули небо над нами, крупным чёрным градом обрушились бомбы, земля вокруг вздыбилась от взрывов. С аэродрома спешно взлетают наши ястребки. Один наш самолёт, так и не успев подняться в воздух, неожиданно вспыхивает.
Автомашины из колонны начинают торопливо разъезжаться в разные стороны, кто куда. Самолёты — над нашими головами. Сплошной рёв моторов и гул частых взрывов. То тут, то там вырастают столбы чёрного дыма. Горят автомашины, тысячи ружейных выстрелов по самолётам, а их не менее тридцати. Сбросив свой смертоносный груз, бомбардировщики взмывают вверх, разворачиваются и вновь устремляются к своим жертвам. И вновь густо рвутся бомбы. Всё слилось в какой-то трудно передаваемый, кипящий, клокочущий ад. Прятаться некуда. Машину остановили, и все разбежались по полю. Лично я, выпросив ещё в машине у соседа винтовку, выпустил три обоймы по вражеским самолётам. Только без толку: пули шлёпались вокруг меня, как крупные капли дождя, вздымая фонтанчики пыли.
Для нас, ополченцев из ТЭЦ, в этот раз всё, слава богу, обошлось: ни одного попадания в нашу машину и никто не был убит или ранен. После этой жуткой бомбёжки спешно усаживаемся в автобус и продолжаем через поле двигаться в сплошном потоке автомашин. Вдруг видим, впереди снова что-то неладное: машины во главе колонны встали, и люди, выскочив из них, разбегаются в стороны и залегают в стерню. Оказывается, цепь вражеских автоматчиков, засевших в копнах, открыла огонь. Тем не менее машины, идущие позади колонны, так напирают, что передние вынуждены продолжать движение. Да и что может эта горстка фрицев против такого нескончаемого потока. Всех засевших автоматчиков колонна наших автомашин просто раздавила, а тех, кто пытался бежать, расстреляли на ходу из машин.
Широкая полоса серой пыли: машины, выехав на грунтовку, тянутся вереницей. Держим направление на село Рогозов. Ожидаем сюрприза. Там ещё вчера были немцы, но, видимо, напугавшись лавины автомашин, они ушли из села, не произведя ни единого выстрела.
Короткая остановка возле колодца. Заливаем воду в радиатор и спешим не отстать от колонны автомашин с воинскими частями и гражданским населением, движущейся теперь на Переяслав.
По дороге снова налетели три вражеских самолёта. Одна машина загорелась, есть убитые.
Продолжили движение, пока не наткнулись на миномётный обстрел. Дорога перерезана сплошной завесой от взрывов мин. Дальше продвигаться по ней невозможно. Стараясь проскочить полосу огня, едем метрах в двухстах от неё. При этом колонна автомашин разбилась по двум направлениям: на Переяслав и Войтово.
Опять образовалась пробка. Некоторое время стоим, как корабль, затёртый льдами. И всё-таки следующего населённого пункта достигли благополучно.
В Войтове встретил коменданта облуправления НКВД товарища Воробьёва. Он сообщил мне, что в сорока километрах южнее, в селе Волчкове, находится нарком товарищ Сергеенко и сотрудники НКВД УССР. Он же здесь, сказал, выполняет задание по охране окрестностей села от внезапного налёта врага.
А ещё в Войтове встретил главного бухгалтера городской конторы Госбанка товарища Шапиро. Выяснилось, что у него не хватает бензина для легкового автомобиля ЗИС, в связи с чем его придётся уничтожить. Только он теперь и ума не приложит, куда ему девать ценности Госбанка.
Самолёты неприятеля постоянно преследуют движущуюся лавину автомашин. Они бомбили нас и в Войтове, и теперь впереди следует ожидать вражеских заслонов и жестоких боёв.
Ночь проводим в селе Войтово, ибо дальше двигаться нельзя. У селян купили кур и молока, сытно на этот раз поужинали и спокойно спали до утра 21 сентября.
Глава VII
Кирилл пришёл в Суриковский вовремя. Но так как его никто не встретил, а Юра Пивоваров, скульптор по молодости крайне амбициозный, толком не объяснил, где располагается его мастерская, Кириллу долго пришлось бродить по лабиринтам коридоров, пока он не открыл нужную дверь.
— Чё опаздываешь? — бросил ему Юра вместо приветствия. — Ты, положим, натура более чем достойная, но за каждую минуту опоздания буду наказывать рублём. Понял.
— Заблудился немного, — попытался оправдаться Кирилл.
— Раздевайся, — словно пленному, скомандовал Пивоваров. — Всё до ниточки с себя вон там на скамейку сложи.
Мастерская скульпторов-дипломников представляла собой просторную комнату, залитую светом из высоких окон. Скамейка, на которую указал Юра, стояла в самом дальнем углу. Кирилл неуверенно направился туда, оглядываясь по сторонам. В мастерской работали ещё два студента: парень и девушка. Перед обоими на треногах с круглыми деревянными площадками возвышались небольшие скульптурки из тёмного мягкого материала — пластилина, как потом догадался Кирилл. С таким же пластилиновым человечком возился и Юрка. Кружился вокруг него, отступал на шаг и вновь приближался, добавляя пластилиновый комочек или, наоборот, отщипывая. Только в отличие от творческого однокашников Юра занимал гораздо большую площадь творческого пространства, главным образом за счёт того, что в его углу громоздилась гора, замотанная тряпками и полиэтиленом. Кириллу сразу показалось, что гора эта скрывает великана, присевшего на одно колено. «Наверное, это я в будущем, — про себя усмехнулся Кирилл. — Голый и большой. А раздеваться как-то стрёмно…»
— Ты чё там копаешься? — окликнул Юрка. — Давай по-быстрому!
Кирилл склонился над скамейкой и дунул на неё что есть силы. Поднялось облако белой пыли.
— Это не грязь, это гипс.
Кирилл обернулся на голос. Девушка-скульптор направлялась к нему, протягивая обрывок газеты:
— Вот, подстелите. Не стесняйтесь: мы ведь как врачи.
От внезапно охватившей всё тело скованности он кивнул с трудом, пытаясь изобразить на лице улыбку:
— Спасибо…
А она в ответ заулыбалась приветливо и непринуждённо:
— Наконец-то у нас в мастерской появилась клёвая натура.
«Клёвая, — подумал Кирилл. — Ну да, ты того и гляди меня клюнешь».
Она и правда была похожа на большую чёрную птицу. Своими тонкими ножками на высоких каблучках, угольно тёмными волосами и блестящей короткой стрижкой и не украшенными макияжем маленькими круглыми глазками под густой низкой чёлкой. Но главное — своим носом. Тонким и длинным, с лёгкой горбинкой и смотрящим книзу кончиком, который, видимо, когда её лепила скульптор-природа, как показалось Кириллу, сильно прищипнула да так и оставила.
— Не переживайте, художественная мастерская — это особый мир, — ласково запела Птица. — Здесь обнажённое тело выглядит всегда естественно и органично. Неуместны как раз всякие там подвёрнутые плавки и нижнее бельё. А то ещё носок на своё достоинство натянут… Да-да, представляете?!
— Не представляю, — отрицательно покачал головой Кирилл и кивнул в сторону замотанной в тряпки горы. — А это что там?
— Вы имеете в виду обрубовку? — повернулась девушка по направлению его кивка. — Это так называемая обрубовка. Ну, заготовка, что ли, глиняная. Глина, набранная на проволочный каркас.
— Это меня будут из неё лепить?
— Ну, я полагаю, да. Как вы с Юрой договаривались? Видимо, ваше телосложение ему подходит.
— Я не понял, мы работать сегодня будем или нет?! — вновь нетерпеливо окликнул Юрка.
Скульпторша глянула в его сторону и поспешила к своей треноге. По дороге она бросила пареньку — своему коллеге:
— Серый, пора уже прибраться в нашем свинарнике. Хоть побрызгать да подмести. Между прочим, твоя очередь.
Парень в ответ безразлично хмыкнул и пожал плечами.
Кирилл ещё чуть помялся, затем решительно разделся, глянул по сторонам; ощутив предательский холодок между ног, хотел ладонями прикрыться, но глубоко вздохнул — да пошли вы все! — расправил плечи и широкими шагами по засыпанному гипсовой пылью полу прошествовал босыми ногами через всю мастерскую к суетящемуся в своём углу Юрке.
— Вот здесь вот вставай на одно колено. На левое, — скомандовал тот, указывая место возле обрубовки. — На вот игрушечный матрасик подложи. У Надюхи, сестрёнки своей, стибрил. Не заметила, слава богу: она уж в своих куклах запуталась.
Кирилл покорно опустился на колено, подтянув под него пухленький полосатый матрасик, который, видимо, предназначался для кроватки одной из многочисленных Надюхиных кукол. При этом правую руку он опустил так, что она всё-таки прикрыла то, что дóлжно в первую очередь прикрывать на обнажённом теле мужчины. Тем более что, оказавшись наискосок напротив скульпторши-девицы, он был точно специально выставлен ей напоказ. А она как раз нет-нет да и бросит на него свой быстрый птичий взгляд.
«Не отвлекайся, занимайся своим делом, — мысленно обратился к Птице Кирилл. — Я же не твоя натура…»
Но тут Юра протянул ему большой, выкрашенный серебрянкой деревянный нож:
— Вот, вооружайся. Держи! В правую руку возьми. В правую! И на вытянутой руке его держи. Понимаю, что тяжело будет, но так надо. Наизготовку. Чтоб во всём теле было такое воинственное напряжение.
Птица уставилась в их сторону, будто совсем забыла о своей работе. И Кирилл, с заточенной деревяшкой в вытянутой правой руке и со всем своим воинственным напряжением, оказался совершенно разоблачён и беззащитен перед её взглядом.
А тут ещё Юрка в разгорающемся творческом экстазе нахлобучил ему на голову распластанное чучело какой-то рябой птахи. То ли кукушки, то ли курицы-рябы. Нет, ни то и ни другое, а что-то из крупных летающих хищников, судя по внушительному крючковатому клюву.
— Класс! Орёл! — отстранившись на пару шагов, поднял он большой палец. — Выглядишь — супер! То, что доктор прописал! О’кей! Теперь приступим.
И он приступил к своей треноге, где на деревянной площадке красовался пластилиновый эскиз будущей полноценной скульптуры.
— Ты не смущайся, — уговаривал он Кирилла, колдуя над пластилиновой фигуркой. — Это поначалу так. Быстро привыкнешь. Ты уже в следующий раз от текстиля с радостью освободишься. Вот увидишь, обнажённым полностью легче позировать: тело меньше устаёт. Ты когда-нибудь голый купался?
— Ну предположим, — мрачно ответил Кирилл, скосив глаза на всё поглядывающую в их сторону скульпторшу.
— Ну вот! Заметил, надеюсь, насколько легче и вообще приятнее плыть. Все эти резиночки в плавках нарушают нормальное кровообращение. Заметь, когда ты голый, терморегуляция активнее включается, организму проще распределять согревающую энергию по всему телу. А то ему, организму-то, нужно обходить ту часть тела, что в плавках, вот он и тормозит равномерный процесс терморегуляции. Я уж не говорю о том, что любому художнику легче строить фигуру, не разделённую трусами. Ему открыты тазовые кости, он свободно может прорисовать веерные и ягодичные мышцы. Мы-то, скульпторы, вообще всегда рады обнажённой полностью натуре. Вот как Господь создал. У нас пенсионеры полную обнажёнку позируют — и то мы им рады. А ты вон как отлично выглядишь! Так что не киксуй, держи свой пистолет хвостом, ха-ха-ха, — он рассмеялся и обернулся на скульпторшу.
Та как раз глядела в их сторону, но тут же отвернулась к своей пластилиновой фигурке.
— Учти, тебе это полезно, — продолжил свои наставления Юрка. — Ты же в артисты собрался. Вот тебе тренаж: избавление от зажима.
— Никуда я не собрался, — не скрывая раздражения от того, что так всуе цепляют его сокровенную мечту, буркнул в ответ Кирилл.
— Ну как же. Мне Кирилл Юрьевич рассказывал про тебя…
— А что про меня рассказывать, нечего про меня рассказывать.
— Ну, брось! Столько пережить… Ты герой.
— Герои на войне, а не… не в пластилине.
— Ну, как сказать. Я же из тебя настоящего героя делаю. Ты хоть знаешь, кто такой Заратустра? Ницше читал, Фридриха, «Так говорил Заратустра»?
— Нет.
— Ну вот. Заодно просветишься. Заратустра — это философ, это сверхчеловек. Он — царь самой природы. Вот я как решаю его образ? Он самой природой рождён, он слит с ней, он из неё вырастает, её совершенство. Идеален и телом, и духом…
— А я могу говорить? — неожиданно перебил Кирилл.
— Можешь, конечно. А почему нет?
— Ну, я не знаю, как у вас тут положено.
— Да нормально всё. У нас натурщики, наоборот, всегда болтают о чём попало. Я же тебя вроде как в соавторы посвящаю. Говори, конечно. Мне даже интересно.
— Ну, если «даже»… Чего в нём такого особенного, в Зараструстре-то этом?
— Заратустре, — поправил Юра.
Он уже оставил в покое свой пластилиновый эскиз и стал освобождать от полиэтилена и влажных тряпок обрубовку.
— Ну да, Заратустра, — чуть подвигав каменеющей шеей, продолжал Кирилл. — Любой нормальный человек стремится к совершенству, любой нормальный хлопец качает себе мускулатуру и не желает ходить в дураках. Но только это ещё не значит, что из этого хлопца герой получится. Вот Тушин в «Войне и мире» или ребята в «Молодой гвардии»…
— Ну причём тут? — скривил улыбку Юра. — Это же всё простые человеки. По Ницше, это всего лишь переходный период от обезьяны к сверхчеловеку.
— Причём тут обезьяна?! — Кирилл даже попытался вскочить со своего места.
— Не-не, ты уж сиди, не двигайся, — останавливая его, Юрка простёр к нему руку, измазанную сырой глиной. — Начинаем серьёзно работать.
— Мне замолчать? — грустно спросил Кирилл.
— Нет, ты говори, — снисходительно ответил Юрка.
Он чуть прищурился, обходя Кирилла и разглядывая его со всех сторон:
— Говори, говори, только не двигайся.
— Ну, я и говорю, что молодогвардейцы — святые по страданиям, которые они перенесли. Куда уж тут сверхчеловеку…
— Ну, ты меня школьной программой добивать будешь? Слабенькое ведь произведение.
— «Молодая гвардия», что ли, слабенькая? — повернул голову в его сторону Кирилл.
— Замри, говорю, не двигайся, — скомандовал Юрка. — У меня сейчас самый ответственный момент: я по тебе рождённый в воображении образ корректирую. А по поводу фадеевской «Молодой гвардии», так это даже не моё мнение, а самых высоких спецов, даже в правительственных кругах.
Кирилл опустил голову:
— Второй раз, значит, измученных пацанов и девчонок в шахту сбросили.
— Подними голову! — окликнул Юрка и продолжал, будто не расслышал реплику Кирилла. — Зря, что ли, этот роман из школьной программы исключили? Мы теперь правду по Солженицыну учим: страна была тюрьмой народов.
— Какая страна?
— Да Советский Союз! Не согласен?
— Не знаю, не жил тогда. Но только от родителей я такого не слышал. А сейчас и не спросишь: убили их… — и тихо Кирилл добавил: — В свободной стране.
— Кирилл, ну пойми, это совсем ведь другой вопрос, — примирительно вздохнул Юрка. — Вот я эту свободу собственной шкурой чувствую. Я могу творить что хочу. А в той стране мне бы Заратустру как дипломную работу делать никто не позволил.
Кирилл молчал. Мыслями он улетел на свой родной Донбасс. Где гремели выстрелы, где рвалась земля, где взлетали на воздух одноэтажные домишки и обрушивались подвалы и погреба, куда пытались спрятаться люди. Несчастные, неповинные в своей смертельной доле люди прижимали к себе белобрысые головки своих испуганных детей и шептали слова молитвы. И это было так странно и непонятно для них, в молодости читавших про такое в советских книгах о войне. И это было дико, будто разверзлась земля и страшное прошлое, давно в ней похороненное, изверглось вновь на свет Божий, обожгло его огненным вулканом и залило свежей, горячей, молодой кровью. И всё это только потому, что в старом городе-красавце Киеве сытые самодовольные человеки, нет, скорее недочеловеки, с пропитыми, опухшими лицами, решили, что на Донбассе, в этом депрессивном, как они заявили, районе есть определённая категория людей, лишних людей, которых в национальных интересах Украины нужно убить, уничтожить как людей второго сорта…
Кирилл вдруг почувствовал, как по спине побежали мурашки. И в этот самый момент он ощутил всю нелепость своего положения: ну почему он здесь, голый, с этой дурацкой деревяшкой, а не там — в камуфляже, с боевым оружием в руках?
А Юрка тем временем, подчиняя своим сильным рукам податливую глину, продолжал обосновывать перед Кириллом своё увлечение ницшеанством:
— Фридрих Вильгельм — ну, я думаю, тут два имени по ихнему так, а по нашему — Вильгельмович, ну, то есть второе как отчество — так вот, Фридрих Вильгельмович Ницше просто гений. У меня вон вся полка его книгами уставлена. Мне бы ещё его бюстик бронзовый достать.
— Сам сделай, — посоветовал Кирилл, разглядывая полку, подвешенную в самом углу. — Ты же скульптор вроде, без пяти минут профессионал.
— Не верти головой! — прикрикнул на него Юрка. — Смотри прямо и подбородок повыше.
— Сам про полку хвастается, — проворчал Кирилл, — а поглядеть нельзя.
— Вообще-то это идея, — подхватил Юрка, с усилием нажимая на глину и отщипывая лишнее. — Я его по фотографии сам могу сделать. И я не хвастаюсь, но я на курсе лучшим считаюсь. Я всё могу! Меня Ницше и правда сверх-сверх… сделал. Знаешь, мне кажется, я его понимаю, как себя. Я его солдат. Кстати, немецкие солдаты носили в своих ранцах томик Ницше вместе с Библией. Я тоже многие его цитаты наизусть знаю. А что ещё не запомнил — вон ватман А-два на стенке за твоей спиной. Не поворачивайся: я тебе прочитаю. Например: «Из военной школы жизни: что не убивает меня, то делает меня сильнее». Класс, правда?! Это из «Сумерек идолов». Или вот: «Жизнь — есть воля к власти. Ей подчинено всё существующее, в том числе и человеческое познание». Ну что, скажешь, не прав? А вот это прямо напутствие нам художникам. Ты, Кирюха, ещё молодой, но жизнь заставит это усвоить.
— Руку можно опустить? — спросил Кирилл. — А то чё-то твой нож отяжелел, хоть и деревянный.
— Да-да, расслабься пока, — великодушно разрешил Юрка. — У меня тоже руки отдохнут, пока тебе тут зачитываю. Ну, слушай. Ты только не усни, а то у нас старики натурщики вдруг глазки прикроют и давай похрапывать. Слушаешь?
— Слушаю, слушаю, — отозвался Кирилл.
— Ты, конечно, сам бы мог прочитать, — предположил Юра. — Но я тебе доходчивей втолкую, потому что это уже моим стало. Ну, слушаешь?
— Да слушаю, слушаю! Только у тебя глина сохнет.
— Ты не волнуйся: это не твоё дело. Ты, главное, впитывай, что я тебе читаю: «Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их». Ну, разве тебе это как артисту не пригодится в будущем? А вот: «Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, — когда он перестаёт показывать то, что он может, талант — тоже наряд: наряд — тоже способ скрываться». Ну просто гениально! А вот ещё как раз про гениальность: «Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, ещё двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью». Ну, не могу, как здорово, как точно! Потрясающе, а?! Ну, как тебе, усвоил?
— Ну, может быть, — отозвался Кирилл. — Что-то, наверное, усвоил.
Он повернул голову, разминая онемевшую шею, в одну, в другую сторону. Затем повёл плечами, провернулся в разные стороны всем корпусом. Птица издали залюбовалась им, руки её замерли на пластилиновой фигурке.
— Я тебе дам его «Заратустру» — почитаешь, — весело пообещал Юра, указывая на полку с книгами.
— Юрик, а что ж ты ничего про любовь не прочитал? — тонко пропела из своего угла Птица. — Он же про любовь клёво говорил.
— Про любовь? — с энтузиазмом откликнулся Юрка. — Ну вот вам ещё про любовь. У меня и про любовь есть на моём плакате-цитатнике: «Всё, что делается из любви, совершается по ту сторону добра и зла».
Кириллу захотелось ещё раз услышать эту фразу, потому что как-то он её не догнал, даже прикрыл глаза, соображая, что это значит.
А Юра уже спешил зачитать новую:
— «Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины» …
Юрка всё вдохновеннее пел оды своему кумиру, успевая при этом ощупывать чуть прищуренным взглядом напряжённые мускулы натуры и тут же бросаться в бой с огромной «обрубовкой».
А вот Кирилл при упоминании о чувствах вдруг улетел в своём воображении в тот первый день, день первой встречи…
Продолжение следует